Последний цикл трубопроводной политики в отношениях между Москвой и Евросоюзом скрывает за собой новую реальность: происходящие в Европе перемены могут уменьшить потребности континента в российском газе, а это ослабит хваленый статус России как энергетической сверхдержавы.
В пятницу лидеры России и ЕС провели встречу в восточном российском городе Хабаровске, чтобы как-то поправить свои взаимоотношения, которым был нанесен серьезный ущерб в результате январского отключения российского газа, заставившего тысячи жителей Восточной Европы дрожать от холода в своих домах.
ЕС хотел получить заверения в том, что такое никогда не повторится. Россия отказалась это сделать. Вместо этого президент Дмитрий Медведев выразил сомнение в том, что у страны-транзитера Украины хватит денег для оплаты поставляемого из России газа. Это был намек на то, что грядут новые перебои.
Но за всей этой бравадой скрывается обеспокоенность России. Экономический спад в Европе привел к резкому падению спроса на природный газ, а январский кризис вновь заставил страны ЕС искать альтернативы российскому экспорту.
Вдобавок к этому, многие аналитики из газовой отрасли пересматривают в сторону уменьшения свои прогнозы по потреблению газа в Европе, а это имеет далеко идущие последствия для российской экономики, основанной на экспорте сырья и полезных ископаемых.
"Время высоких темпов роста потребления газа в Европе, конечно же, прошло", - заявил на этой неделе на пресс-конференции в Берлине глава немецкой энергетической компании E.ON Ruhrgas AG Бернхард Ройтерсберг (Bernhard Reutersberg)
Такие заявления вызывают страх в Кремле. Государственная монополия в сфере газового экспорта ОАО "Газпром" является крупнейшей в России компанией, и выручка от ее экспорта составляет примерно десятую часть всего валового внутреннего продукта страны. В последнее десятилетие она стала символом растущей российской уверенности в себе и увеличения международного влияния страны.
По мере роста цен на нефть и газ росли и амбиции "Газпрома". Компания говорила об увеличении к 2015 году своей доли на европейском газовом рынке с 25 процентов до одной трети. Прошлым летом она хвасталась тем, что к 2015 году станет самой дорогой в мире компанией с объемом капитализации в 1 триллион долларов.
Но когда рецессия уменьшила газовые аппетиты Европы, фортуна повернулась к "Газпрому" спиной. Консалтинговая фирма IHS Global Insight прогнозирует, что в текущем году спрос на газ в Европе уменьшится почти на 10 процентов.
"Газпром" в ответ на это резко сократил производство. В апреле объем добычи упал на 28 процентов до самого низкого уровня за десятилетие. Сегодня рыночная капитализация "Газпрома" составляет примерно 85 миллиардов долларов.
"По итогам текущего года доходы "Газпрома" сократятся на 30-40 процентов, - говорит директор газовых исследований из Оксфордского энергетического института (Oxford Institute of Energy Studies), Джонатан Стерн (Jonathan Stern), - у нас никогда не было столь драматичного снижения спроса".
Экспорт "Газпрома" ближе к концу нынешнего года вновь должен увеличиться. Цены на газ в долгосрочных контрактах на его поставку привязываются к ценам на нефтепродукты, но здесь всегда присутствует отставание на 6-9 месяцев. Поэтому в предстоящие несколько месяцев те цены, по которым потребители рассчитываются с "Газпромом", резко упадут. Многие покупатели в связи с этим оттягивают процесс закупок.
Но газовая корпорация может натолкнуться на растущее давление со стороны покупателей, которые будут настаивать на изменении условий традиционных долгосрочных контрактов, особенно в связи с появлением альтернативных источников поставки газа. В следующие два года на мировых рынках громко заявит о себе Катар, причем значительная часть его газового экспорта пробьет себе путь в Европу. Многие аналитики ждут в предстоящие годы усиления конкуренции между поставщиками сжиженного природного газа (СПГ) и теми, кто поставляет его по трубопроводам.
"Если глобальная рецессия затянется, или если темпы восстановления будут медленными, то рынок окажется залитым СПГ, - говорит Пьер Ноэль (Pierre Noël) из исследовательской организации Electricity Policy Research Group (EPRG) при Кембриджском университете, - время сейчас для России крайне неудачное".
Да и сама Россия действует не лучшим образом. Ее репутации надежного поставщика энергоресурсов был нанесен серьезный удар в ходе отключений газа прошедшей зимой и в январе 2006 года, хотя многие специалисты из газовой отрасли говорят, что Украина виновата в этом не меньше. Жесткие заявления Медведева, прозвучавшие в пятницу на саммите, вряд ли успокоят европейских партнеров России.
Да и в долгосрочной перспективе картина для "Газпрома" далеко не радужная. Евросоюз поставил цель снизить к 2020 году объем выбросов парникового газа на 20 процентов; он хочет на 20 процентов обеспечивать свои энергетические потребности за счет возобновляемых источников, таких как солнечная и ветровая энергия. Кроме того, он поставил необязательную в правовом отношении цель повысить к 2020 году на 20 процентов энергоэффективность.
Многие полагают, что цели эти слишком амбициозны. Но если они будут достигнуты, может измениться вся картина на энергетическом рынке Европы. Представители IHS Cambridge Energy Research Associates говорят, что если цели по возобновляемым источникам и энергоэффективности сделать обязательными, и если в будущем году цены на нефть и газ повысятся, то общий объем потребления природного газа в ЕС может к 2020 году уменьшиться на 16 процентов, а к 2030 году - на 35 процентов.
Выступая на этой неделе в Берлине, Ройтерсберг сделал схожий прогноз. Если указанные цели ЕС будут достигнуты, сказал он, и если в будущем году цена барреля нефти увеличится до 100 долларов, то потребление газа в Европе в 2020 году будет на 22 процента меньше сегодняшнего уровня, а потребность в импорте уменьшится на 5 процентов.
__________________________________________________________
Россия и ЕС не достигли консенсуса по газовой проблеме ("Le Monde", Франция)
Саммит Россия-ЕС заканчивается колким обменом замечаниями по поводу энергии ("EUobserver.com", Бельгия)