Проводящийся раз в полгода саммит ЕС-Россия уже давно превратился в простой ритуал. Партнерам особенно нечего сказать друг другу. "Стратегическое партнерство" - это пока только пустые слова. Чем больше растут расходы на поездку на этот "спектакль на высшем уровне", тем скромнее оказываются его результаты. Так было и на только что прошедшей встрече в Хабаровске, расположенном на российской границе с Китаем. На саммите не было подписано ни одного совместного документа. В споре об энергетической безопасности обе стороны остались на своих позициях. Стратегический партнер не хочет ничего знать о европейской инициативе "Восточного партнерства", с помощью которого соседям Москвы предполагается предложить некие перспективы стабильности.
Пора пересмотреть концепцию стратегического партнерства и освободить ее от идеологических надстроек. Поскольку Европа давно должна была понять, что существующая с начала 1990-х годов гипотеза о том, что Россия хочет пойти по цивилизационному пути развития, аналогичному европейскому, была ошибочна. Хотя ЕС не планировал включать в свой состав соседа-гиганта, тем не менее, унификация институтов, правовой системы и системы ценностей должна была привести к установлению возможно более тесных взаимосвязей между ними.
Однако еще Владимир Путин отложил подобную перспективу в долгий ящик. Кремль не хочет быть втянутым в какие-то структуры. Несмотря на глобализацию, он продолжает делать ставку на политику самообеспечения и на Realpolitik, под лозунгом: "Если кто-то и осуществляет интеграцию, так это Россия". Этот язык ЕС уже успел забыть.
Если Брюссель хочет установить правильные взаимоотношения со своим соседом, ему следует освежить свои языковые знания и избавиться от метафизического балласта в области предметной политики и политики интересов. Успех будет достигнут, поскольку Россия нуждается в Европе больше, чем Европа в России. 60 процентов ее экспорта направляется в Евросоюз. А российские предприятия были бы рады получить контроль над более значительной частью самого привлекательного внутреннего рынка в мире. Такой "заклад" мог бы принести большую выгоду ЕС. В конце концов, Россия сделала то же самое со своим газом.
____________________________________________________________
Россия и ЕС не достигли консенсуса по газовой проблеме ("Le Monde", Франция)
Саммит Россия-ЕС заканчивается колким обменом замечаниями по поводу энергии ("EUobserver.com", Бельгия)
Похолодание в Сибири ("The Financial Times", Великобритания)
Холодная встреча в верхах ("Der Tagesspiegel", Германия)