Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Кампания по расширению сети поставок в Афганистан может подтолкнуть к развитию американо-иранского сотрудничества?

Кампания по расширению сети поставок в Афганистан может подтолкнуть к развитию американо-иранского сотрудничества? picture
Кампания по расширению сети поставок в Афганистан может подтолкнуть к развитию американо-иранского сотрудничества? picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Объединенное транспортное командование министерства обороны США с головой погрузилось в поиск альтернативных путей доставки грузов в Афганистан. Как свидетельствуют документы, попавшие в распоряжение EurasiaNet, задача совершенствования и расширения поставок невоенных грузов сражающимся с талибами натовским и американским войскам может потребовать установления взаимодействия между Соединенными Штатами и Ираном.

Объединенное транспортное командование министерства обороны США с головой погрузилось в поиск альтернативных путей доставки грузов в Афганистан. Как свидетельствуют документы, попавшие в распоряжение EurasiaNet, задача совершенствования и расширения поставок невоенных грузов сражающимся с талибами натовским и американским войскам может потребовать установления взаимодействия между Соединенными Штатами и Ираном.

В ноябре Объединенное транспортное командование США (USTRANSCOM) попросило подготовить для него предложения по транспортировке грузов под видом проведения "маркетингового исследования". Одна из заявок, представленная турецкой транспортной компанией Son Logistics, предусматривает использование для доставки грузов в Афганистан наземных путей, пролегающих по территории Туркменистана и Ирана.

Руководитель компании Son Logistics Бехчет Кутлу (Behcet Kutlu) отказался прокомментировать вопрос о заявке своей компании. Но как следует из документации, представленной на рассмотрение Объединенного транспортного командования и полученного EurasiaNet в рамках Закона о свободе информации, компания обладает обширным опытом работы в сфере транспортировки грузов из США и Европы по территории Ирана и Туркменистана в Афганистан.

"[За последние] пять лет мы отправили в Гайратан, Кабул и ряд других пунктов порядка 2 тысяч грузовиков и 150 низкорамников, - говорится в заявке компании. - Наш офис в Афганистане может также помочь нам с получением освобождения от налогообложения, а наш склад и штат из 25 квалифицированных сотрудников обеспечат транспортировку грузов в конечный пункт назначения без повреждений и в кратчайшие по Афганистану сроки".

Другое предложение, представленное лондонской транспортной компанией Cross Ports Europe, предусматривает подключение к цепи поставок нового звена - Ирана. "Вся транспортировка по территории Центральной Азии [Узбекистан, Туркменистан] в Гайратан и Тургунди [Афганистан] может быть организована из Бандар-Аббаса [Иран] и Поти [Грузия], а также через российские порты".

"Не существует других путей, связывающих Афганистан с остальным миром, кроме как по территории Узбекистана, Туркменистана, Карачи [в Пакистане], Ирана и перевозки по воздуху из Дубаи", - говорится далее в документе.

Предпринимаемые США усилия по ускорению прохождения грузов в направлении Афганистана уже получили подкрепление в виде недавно подписанного соглашения с компанией Korean Air и правительством Узбекистана. По этому соглашению компания Korean Air займется созданием крупного узла грузовых авиаперевозок у города Навои в Узбекистане. Через этот узел, по словам узбекского руководства, уже осуществляются поставки грузов для натовского контингента в Афганистане. [Для получения дополнительной информации см. архив рубрики "Взгляд на Евразию"]. Вариант доставки грузов по воздуху через Узбекистан дополняет ряд недавно освоенных наземных маршрутов по территории Узбекистана и Таджикистана, используемых в процессе осуществления поставок.

Вполне вероятно, что если стратегия американского президента Барака Обамы по наращиванию военных операций в Афганистане будет успешной, встанет вопрос о необходимости новых путей поставок. Основные маршруты доставки грузов по территории Пакистана в последний год все чаще стали подвергаться нападениям со стороны исламских боевиков.

Пожалуй, наиболее привлекательным из неосвоенных маршрутов является для Соединенных Штатов Туркменистан. Как рассказал нам источник, не понаслышке знакомый с работой США по расширению сети поставок в Центральной Азии, американские власти усиленно просят президента Гурбангулы Бердымухаммедова дать соответствующую санкцию, но туркменский лидер пока не поддается на уговоры. Превращение в один из главных элементов механизма по снабжению войск поставит под угрозу давно культивируемый Туркменистаном образ нейтрального государства и создаст политико-экономические проблемы для Ашгабата. Любое изменение внешнеполитического курса Туркменистана "с большой долей вероятности будет негативно встречено" Москвой, сказал EurasiaNet источник.

На случай, если Бердымухаммедов все-таки даст отмашку, то по Туркменистану имеется целый ряд транзитных вариантов, которые ждут своей реализации.

Как сообщил Объединенному транспортному командованию США оборонно-промышленный филиал французского транспортного гиганта Daher, в случае получения "необходимых прав на транзит" направляемые из стран Северной Европы грузы невоенного назначения могут доставляться в Афганистан по "магистральному маршруту грузовых перевозок" компании по территории Туркменистана.

"Данный вариант не проходит по территории России и является магистральным маршрутом грузовых перевозок, традиционно используемым компанией Daher для доставки грузов в Афганистан. Водители наших грузовиков знакомы с этим маршрутом, в частности, со всеми КПП, а также местными таможенными властями на всем его протяжении. Мы осуществили по этому маршруту перевозку свыше тысячи сорокофутовых контейнеров, а также более 600 грузовиков штабелируемых грузов при полной загрузке".

По словам компании, доставка направляемых из Франции грузов в столицу Узбекистана Ташкент займет 21 день, столицу Таджикистана Душанбе или столицу Кыргызстана Бишкек - 25 дней. В целом же путь до Кабула занимает 30 дней.

Учитывая нежелание Туркменистана подключаться к сотрудничеству, открытие коридора через Иран является не таким уж неожиданным решением, как это может показаться с первого взгляда, подчеркивает наш источник. По его словам, интересы Соединенных Штатов и Ирана в отношении Афганистана "очень близки". Учитывая данный факт, идея открытия транзитного маршрута заслуживает как минимум пристального изучения.

Германия уже озаботилась вопросом осуществимости иранского варианта. В апреле иранское информагентство IRNA сообщило со ссылкой на неназванный источник в вооруженных силах Германии, что немецкие компании ведут переговоры со своими иранским коллегами по вопросу создания новых транспортных маршрутов для доставки грузов невоенного назначения в Афганистан. Как сообщалось, рассматриваются возможности транспортировки грузов как по железной дороге, так и по автомагистралям.

"Если с ними можно заключить рамочное соглашение, то почему бы и нет?" - задается вопросом источник.

_______________________________________________________

Узбекистан: Каримов дает Вашингтону авиабазу, необходимую для войны в Афганистане ("EurasiaNet", США)

Возвращая Иран в свой круг ("The Washington Post", США)

@ИноВидео: Америка превращается в военный режим? ("The Real News Network", США)

Тегеран в ужасе: Америка проявляет дружелюбие ("The Times", Великобритания)

Возможен ли альянс США, России и Ирана в Афганистане? ("Middle East Times", США)

Обсудить публикацию на форуме