Правительству Тиграна Саркисяна выпало "жить в период перемен", и с точки зрения мудрых китайцев тем самым оно уже "проклято". . .
В последнее время армянские власти с подачи международных организаций повторяют как заклинание ту мысль, что Армении в силу слабой вовлеченности в мирохозяйственные связи и реализации антикризисной правительственной программы относительно легко среди стран СНГ удается переносить глобальный экономический стресс. Но ведь истинность и соответствие реальному положению дел любой мысли никак не зависят от частоты ее повторения. И, в конце концов, мы не в синагоге, не в мечети и не в каком-либо ином богоугодном учреждении, где "заклинания" и слепая вера в порядке вещей. А для выявления истинной картины для человека думающего имеется более надежное основание - цифры и факты, собственные глаза и уши. . .
Как известно, несмотря на "нечеловеческие" усилия правительства, ВВП Армении за первый квартал этого года не просто упал - грохнулся. Теперь смотрим данные за тот же период Статкомитета СНГ и видим, к примеру, что вовсе не падение, а даже экономический рост зарегистрирован в таких, ничем не примечательных странах, как Таджикистан (3,5%) и Кыргызстан (0,2%). Не говоря уже об Узбекистане (7,9%) и Азербайджане (4,1%), где экономика во многом зиждется на углеводородном сырье. Не говоря также и о Беларуси (1,1%), где с самого обретения независимости шли к рынку несколько иным и, как показала последующая практика, гораздо более прагматичным и здоровым путем. Кто же, спрашивается, легче переносит кризис?
В этом году Всемирный банк прогнозирует рост уровня бедности населения Армении на 4-6%, то есть за чертой бедности под влиянием кризиса останутся 27,2% - свыше четверти населения республики. В свою очередь МВФ предупреждает о том, что нынешние негативные тенденции способны ввергнуть Армению в тиски настоящей экономической депрессии. В текущем году, по прогнозу той же организации, Армению ожидает самый большой спад экономики во всем регионе Кавказа и Центральной Азии - до -5%. Это тоже означает, что мы наиболее легко переносим кризис? Строительство в депрессии, предприятия горнорудной и металлургической отраслей если и работают, то себе в убыток, но долго так продолжаться не может. С другой стороны, резко "спикировали" объемы частных трансфертов в Армению, поступающих посредством систем денежных переводов (со $150 млн в первом квартале прошлого года до $90 млн за соответствующий период этого года), из месяца в месяц недобирает государственная казна. . .
Кстати, чутко прислушиваясь к рекомендациям МВФ, мы рискуем вскоре потерять и то немногое, что еще осталось. И окончательно переместиться в мировой "табели о рангах" в разряд несостоявшихся стран. А потеряв ту же промышленность, сделать это будет чрезвычайно просто.
Вот ведь, казалось бы, правительство спустя немногим менее 20 лет наконец осознало важность для страны, для обеспечения массовой занятости населения такой, в общем-то простенькой идеи, как всемерная поддержка и развитие производственного потенциала республики. Но на практике, в реальной жизни после некоторой словесной активности в этом направлении что-то не видно никаких подвижек в деле восстановления хотя бы одной из некогда ведущих в стране отраслей.
Может ли сегодня кто-нибудь, находясь в здравом уме и твердой памяти, утверждать, что как-то задвигалось отечественное машиностроение, где-то зашевелился легпром? Может быть, правительству отчаянными усилиями удалось (а общественность не в курсе) выправить уже много лет подряд сдувающуюся, как старый воздушный шарик, армянскую ювелирку? Да нет же: бесстрастная статистика зафиксировала очередное - уже по результатам первого квартала с.г. - резкое, чуть ли не вдвое, падение алмазообрабатывающей отрасли промышленности республики.
При этом, мало того что традиционные отрасли экономики Армении не подают никаких очевидных признаков жизни, все это происходит (вернее, не происходит) на фоне словесной трескотни и зауми об инновационно-научном, высокотехнологичном, основанном на знаниях характера новой, посткризисной армянской экономики, создании в стране разного рода инвестиционных, ипотечных и венчурных фондов и компаний. Даже будучи формально зарегистрированными, этим структурам понадобится уйма времени для того, чтобы доказать свою эффективность. Если они ее, ту самую полезность, вообще когда-нибудь докажут. . .
Между тем, как показывают различные опросы и личные наблюдения, предпринимательский класс страны, облагодетельствованный пакетом антикризисных мер правительства, все больше и больше... впадает в кручину - тяжелые думки о перспективах своего бизнеса в "легко и безболезненно" переживающей глобальную депрессию Армении.
Вы скажете - поддержка малого и среднего бизнеса. А я скажу, что недавно обнародованные показатели этой поддержки - число воспользовавшихся госпомощью хозяйствующих субъектов, величина оказанной им финансовой поддержки, открытые в результате новые рабочие места и прочее - впечатляют мало. И, напротив, о закрывающихся или стремящихся перепродаться малых и средних бизнесах приходится слышать гораздо чаще, а вот эти цифры уже действительно впечатляют. Только за неполные 4 месяца текущего года и только за различные нарушения в стране приостановлена деятельность более 430 хозяйствующих субъектов. . .
Словом, куда ни кинь - везде клин. При этом чиновники разного уровня упорно продолжают повторять другое заклинание: мол, мы выйдем из кризиса более динамичными и эффективными, диверсифицированными и конкурентоспособными, он нас многому научил. Научил ли?
_____________
Кривая демократии ("Голос Армении", Армения)
Играть по своим правилам ("Азат Арцах")