Вчера руководство British Petroleum (BP), надеясь положить конец опасному конфликту с четырьмя акционерами из числа российских миллиардеров, назначило главой нефтяной компании ТНК-BP (переживающей не лучшие времена) бывшего советского дипломата.
Решением гигантской нефтяной компании генеральным директором совместного англо-российского предприятия назначен Павел Скитович. Десять месяцев назад в ходе борьбы за власть в компании прежний глава предприятия Роберт Дадли (Robert Dudley) спешно покинул Москву.
Похоже, что кандидатура Скитовича была компромиссной, а целью ее выдвижения было примирение с российскими акционерами Михаилом Фридманом, Виктором Вексельбергом, Германом Ханом и Леном Блаватником. Половиной акций совместного предприятия владеет BP, половиной - холдинг Alfa Access Renova, представляющий собой консорциум четверых вышеуказанных лиц.
Согласно мирному соглашению, которое должно положить конец конфронтации вокруг третьей по величине в России компании-производителя нефти, BP сохраняет за собой право выдвигать кандидатуру генерального директора (которую должен одобрить совет директоров), но кандидат обязательно должен быть русскоязычным и не иметь связей ни с кем из акционеров.
Сорокатрехлетний Скитович шесть лет работал вице-консулом СССР в Уганде, а впоследствии - одним из топ-менеджеров у Владимира Потанина в группе 'Интеррос' (Потанин - миллиардер и олигарх, как считается, весьма тесно связанный с Кремлем). В 2007 году в течение пяти месяцев Скитович был генеральным директором 'Полюса' - крупнейшего в России производителя золота.
Сообщает представитель ВР Тоби Одон (Toby Odone):
'Что касается нас, то поиски кандидатуры на должность нового генерального директора закончены. Мы официально выдвинули очень сильного кандидата и надеемся, что процесс согласования завершится в должные сроки'.
Скорее всего, документы будут подписаны не раньше понедельника, когда истекут сроки контракта исполняющего обязанности генерального директора ТНК-BP Тима Саммерса (Tim Summers). Вчера в еженедельной деловой газете 'Ведомости' появилось сообщение о том, что до окончательного назначения временным директором может стать Вексельберг.
Этот человек владеет одной восьмой акций ТНК-BP, что соответствует почти четвертой части всей нефти, производимой BP за день. Представитель компании отказалась прокомментировать сообщение, а представители консорциума AAR на просьбу предоставить свои комментарии не отозвались.
Если генеральным директором действительно станет Скитович, то это положит конец 'войне акционеров', доставляющей столько головной боли иностранным инвесторам. Консорциум AAR обвиняет BP в том, что к совместному предприятию они относятся как к дочерней компании и не позволяют ей проводить экспансию за рубеж.
Генеральный директор BP Тони Хейуорд (Tony Hayward) утверждает, что российские акционеры пытались аннулировать соглашение о совместном предприятии, заключенное в 2003 году. Сами акционеры это отрицают, но есть небезосновательные подозрения, что Кремля хотел бы видеть компанию под контролем российских граждан.
Пока разгорался спор между акционерами, ТНК-BP выдержало натиск государственных инспекцй и расследований. После того, как одному сотруднику были предъявлены обвинения в промышленном шпионаже, московский офис компании подвергся атаке со стороны Федеральной службы безопасности. Министерство внутренних дел провело три инспекции условий труда и одно расследование уплаты налогов, в результате чего Роберта Дадли допрашивали в течение пяти часов. В результате визовых разногласий из страны было отозвано сто сорок восемь специалистов.
В июле прошлого года Дадли был вынужден покинуть Россию, так как из-за протестов AAR, настаивавших на его увольнении, ему отказали в продлении рабочей визы. Некоторое время Дадли пытался управлять компанией, скрываясь где-то за границей, но в декабре отказался от своей должности.
В 2003 году BP уплатило 6,75 миллиарда долларов, выкупив 50 процентов акций ТНК, и образовало совместное предприятие, что стало крупнейшей на тот момент инвестицией в российскую экономику. Сделка имела такое большое значение, что соглашение подписывалось в присутствии Тони Блэра (Tony Blair), бывшего тогда премьер-министром Великобритании, и Владимира Путина, на тот момент - президента России.
___________________________________________________________
BP относится к российским акционерам, как к своим 'подданным' ("The Financial Times", Великобритания)
Русский бунт в ТНК-BP: BP отрицает связи с Кремлем ("The Times", Великобритания)