Президент Обама (Obama) призвал очистить мир от ядерного оружия - причем не в отдаленном будущем, а прямо сейчас. За ним последовала госсекретарь Хилари Клинтон (Hillary Clinton), заявившая, что 'лидирующее положение' США и России в деле разоружения и нераспространения находится 'во главе списка' ее приоритетов. И хотя администрация, возможно, рассчитывает на усыпляющий эффект, который ее разоруженческая риторика окажет на Конгресс и общественность, реализация ее планов обещает стране великие беды.
Во-первых, взаимные двусторонние обязательства с Россией играют почти исключительно на руку Москве - так же, как и во время оно. Спешные попытки успеть подготовить очередное соглашение о сокращении стратегических вооружений к концу года, к которым так серьезно отнеслась Клинтон, отражают 'ударный' подход к делу, выгодный только России.
Спешить на самом деле не надо, ведь достаточно продлить срок действия существующего договора, и статус-кво будет сохранен. К счастью, Россия, судя по всему, спасет нас от снижения количества боеголовок до опасно низкого уровня (как предлагает сделать сенатор Джон Керри (John Kerry) и прочие), но риск принять ненужное и неумное решение по-прежнему высок.
Как это ни парадоксально, сама администрация легко может застопорить переговоры, если зайдет дальше, чем готовы зайти русские (скажем, предложив ввести ограничение на число тактических ядерных вооружений). Если же говорить серьезно, то администрация уже пошла на упреждающие уступки России по стратегически важным вопросам обороны: во-первых, тем, что привязала общую проблему ракетной обороны к проблемам наступательных вооружений (чего давно добивались русские), а во-вторых, тем, что дала понять, что конкретные проекты (включая запланированное строительство оборонных систем в Польше и Чехии) могут быть свернуты просто так или же за ответные уступки.
Второе. Администрация Обамы существенно ослабляет наш стратегический оборонный и наступательный потенциал. Бюджет министерства обороны предусматривает масштабные сокращения расходов по программам противоракетной обороны, вернувшись (как в дипломатическом, так и в оперативном смысле) к тактике упора на противоракетную оборону на театре военных действий (главным образом в целях защиты вооруженных сил за границей), а не в стране (то есть для защиты граждан от ракетного удара). Да, защита наших войск должна быть наивысшим приоритетом - но не за счет защиты территории нашей страны. Президент Роналд Рейган (Ronald Reagan) отказывался торговаться по поводу национальной обороны - президент Обама тоже не торгуется, он отдает ее за так.
Также Пентагон предлагает прекратить финансирование проекта надежных замещающих боеголовок, хотя это единственный возможный вариант замены ветшающих боеголовок на новые, более надежные. В последние два года конгресс отказывал президенту Джорджу Бушу-младшему (George W. Bush) в просьбе профинансировать программу, но полный отказ от нее - это очередной подарочек для Москвы, ничего больше. Хуже того: звучащее в публичных высказываниях Обамы равнодушие к благотворному сдерживающему эффекту ядерного потенциала США может взволновать наших друзей и союзников, в первую очередь - Японию.
Третье. Президент намерен извлечь из небытия неоконченные проекты Билла Клинтона (Bill Clinton) по многостороннему разоружению, в частности, ратифицировать договор о полном запрещении испытаний, который, в сущности, сделает существующий ныне мораторий на подземные испытания вечным. Вице-президент Джо Байден (Joe Biden) первым пытается обратить вспять принятое сенатом в 1999 году решение об отказе от договора о запрете испытаний - это был первый крупный договор, не прошедший через сенат, после Версальского договора, заключившего собой первую мировую войну.
Также администрация делает дополнительный акцент на переговорах о заключении конвенций против 'гонки вооружений' в космосе, которые подкосят ныне имеющееся у Америки существенное преимущество в надземном пространстве, а также на реанимации проекта договора, запрещающего производство урана и плутония для создания вооружений.
К несчастью, администрация настаивает на подписании Израилем договора о нераспространении и превращении его в 'неядерное государство', из-за чего Израилю придется избавиться от ядерного арсенала. Иранцы и иже с ними будут счастливы - ведь они требуют того же самого. Однако угрозу идеалам нераспространения являет собой отнюдь не Израиль, а государства, подобные Ирану и Северной Корее, связывающие себя мешаниной обязательств по нераспространению и нарушающие их все. Если Америка не будет жестко реагировать на подобные нарушения, - а нынешней администрации это явно не по душе - то нарушений будет все больше и больше.
Для ратификации договора требуется две трети голосов в сенате, так что сенат остается единственным препятствием, преодолев которое, администрация Обамы сможет претворить свои идеи в жизнь и серьезно ослабить США. Избиратели должны напомнить депутатам на Капитолийском холме, что ответственность за нашу безопасность лежит на их плечах.
Джон Болтон был посланником США в ООН с 2005 по 2006 годы, а в настоящее время является старшим научным сотрудником American Enterprise Institute. Им написана книга 'Сдаваться - не вариант'
___________________________________________________________
З.Бжезинский: 'Идея сдерживания когда-то превратилась в догму' ("Россия в глобальной политике", Россия)
Новая ядерная угроза ("Project Syndicate", США)