Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

В поисках литовских ценностей

В поисках литовских ценностей picture
В поисках литовских ценностей picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сейчас много говорят о литовских ценностях, принципах, традициях. Часто их не находят. Этих литовских ценностей и принципов практически не существует, скоро их совсем не станет. Постараюсь объяснить, почему.

Сейчас много говорят о литовских ценностях, принципах, традициях. Часто их не находят. Этих литовских ценностей и принципов практически не существует, скоро их совсем не станет. Постараюсь объяснить, почему.

Явное отсутствие принципов, ценностей, даже своеобразного образа жизни косвенно подтвердила комиссия, возглавляемая Гедиминасом Киркиласом, которая стремилась создать концепцию имиджа страны. После долгих поисков лица Литвы комиссия предложила лозунг "Литва - смелая страна". Это банальность, которая ничего не говорит о Литве, соответствует таким трафаретным высказываниям, как " девочки - красивые, мальчики - смелые". Можно спросить, в каком смысле Литва смелая страна, в чем она смелее соседних стран, особенно сейчас в мирное время.

Было много смелых литовцев, например, партизаны в послевоенные годы. Немало смелости было продемонстрировано в годы Саюдиса и не только тогда. В семидесятые и восьмидесятые годы прошлого столетья Литва выпустила больше подпольной литературы (самиздата), чем любая другая советская республика, в ней было и больше диссидентов и защитников прав человека. Некоторые даже публично требовали восстановить независимость.

Но была и другая сторона. Когда диссидент Сергей Ковалев обвинялся в хранении хроники католической церкви Литвы и его судили в Литве, в Вильнюс приехал академик Андрей Сахаров и некоторые другие московские диссиденты, чтобы поддержать его. Когда судили литовских диссидентов, залы пустовали. В них были только сами диссиденты и члены их семей. Литовская интеллигенция не поддерживала и не защищала диссидентов, не писала в подпольные газеты, частным образом даже отмежевывалась от сорвиголов, которые могли испортить все дело. И никто не протестовал, когда учителя преследовали детей, ходивших в церковь.

Много веков Литва была народом крестьян-земледельцев, христианским народом, были соответствующие ценности и традиции. Крестьян нет, христиан стало намного меньше, чем в официальной статистике, поэтому неизбежно исчезали и основные традиции и ценности.

Глобализация и секуляризация также подействовали на другие европейские народы, но те, которые сохранили свою государственность, могли влиять на эти процессы. Литва оказалась в очень затруднительном положении, поскольку ее оккупировала страна, власть в которой фанатично была настроена против религии и традиционный крестьянский образ жизни, сознательно и рьяно искореняла их. Не только в Литве, но и в самой России коллективизация и изгнание религии из общественной жизни проходили жестоко, любыми средствами и ценой любых жертв. Война коммунистов против русского православного крестьянина была такой же жестокой, как и против литовского католического земледельца. Оба они были врагами, которым не место в коммунистическом раю.

Компартия Литвы глубоко осознала эту враждебность и не отказалась от нее вплоть до падения СССР. В конце 1987 года, когда в Москве дули ветры перестройки, тогдашний идеолог Ленгинас Шяпятис напечатал статью в журнале Komunistas, призывая совершенствовать работу на ниве атеизма, создавать новые семейные традиции. Компартия сумела искоренить старые традиции и ценности из общественной жизни и сознания многих людей, но то, что она предлагала взаймы, не прижилось.

Традиции и ценности передаются по-разному - в семье, в ближайшем окружении, в школе и др. Особенно большую роль играет государство и различные госучреждения, которые формируют рамки общественной жизни, задают ей тон, действуют практически на все аспекты общежития. Голландцы отличаются толерантностью, эту ценность они хранят с XVII века. Даже государство, которым управляли кальвинисты-реформаты, было толерантно к католическим и протестантским сектам, не преследовало их, пока они не проявляли себя публично. В Амстердаме сохранилось несколько "тайных" католических церквей, о существовании которых прекрасно знали власти. Позже терпимость (толерантность) поддерживали и хранили законы, школы и просвещение, гражданское общество, соседи, общины верующих, самобытный образ жизни. Детям терпимость прививали в семьях, школах, в общении со сверстниками. Желающих преследовать инакомыслящих и ведущих иной образ жизни не одобряли.

То же самое можно сказать и о самых ярких ценностях других народов, например, американская предприимчивость и филантропия, немецкая пунктуальность и порядок. Немца, который мусорит, не убирает у себя в доме и не смотрит за хозяйством, пристыдят соседи, пешехода накажут за нарушение правил дорожного движения. В Америке искусство, многие университеты и музеи по сути содержатся на частные пожертвования. Основную роль играет налоговая система, которая позволяет списать из облагаемых налогом сумм пожертвования для культурных и благотворительных организаций. Помогают ожидания и давление соседей, поскольку не жертвующий толстосум будет пристыжен.

Традиции и ценности появляются не сразу, на это требуются столетия, чаще всего в независимых странах, люди их одобряют и хранят. Не представляю, какими сейчас были бы голландцы, если бы ими 50, а не 5 лет правили нацисты, если бы они освободились от испанского гнета не в конце XVI, а в XVIII веке.

Судьба Литвы незавидна. Больше сотни лет жила под царским игом, потом всего 20 лет независимости, и пришла тьма оккупации. Утрата государственности произошла в неблагоприятное время. Сложный переход от сельской жизни к городской культуре в годы Независимости только набрал обороты. Новый вызов бросила глобализация и секуляризация, но у независимой страны есть возможность отчасти управлять и смягчать эти процессы, приспосабливаться к ним, задавать им своеобразное направление и содержание.

В это решающее время Литвой управляли коммунисты, которые закрыли и уничтожили многие независимые организации, осуществлявшие посредничество между властями и индивидом, а оставшиеся превратили в прислужниц власти и партии. Литовское общество не могло остановить уничтожение и эрозию традиций и ценностей. Создать новые будет нелегко.

Обсудить публикацию на форуме

__________

Траектория нового европейца ("Delfi", Литва)

Литва - черная дыра ("Литовский курьер", Литва)