Можно заметить, что поведение России на международной арене очень тесно коррелирует с ценами нефти и газа на мировых рынках. Всего пару месяцев назад, когда цена на нефть опустилась до 35 долларов за баррель, а российская экономика падала как камень в пропасть, Кремль был готов к сотрудничеству.
Теперь, когда баррель нефти вновь стоит более 60 долларов, а российский бюджет выглядит более оптимистично, Кремль вернулся к своей привычной игре в запугивание европейцев. А Европа, как обычно, раздираемая противоречиями, остается идеальным объектом для запугивания.
В качестве места проведения саммита с участием нынешней группы периодически сменяющихся лидеров Европейского Союза, номинально возглавляемой чехами, русские избрали город, пожалуй, максимально удаленный от Европы. Хабаровск расположен на границе с Китаем. С точки зрения Кремля, это было полезным напоминанием о том, что китайцам российские нефть и газ могут быть нужнее, чем европейцам.
Европа, будь она рациональной, после отключения Россией газа в разгар зимы, уже бы организовала альтернативные схемы поставок. Ее правительства усердно строили бы атомные и ветряные электростанции, подписывали бы контракты на поставку нефти из Африки и строили собственные трубопроводы для импорта нефти и газа из стран каспийского бассейна, правительства которых почти так же страстно желают освободиться от российского контроля над их трубопроводами.
Но ЕС не хватает ни сплоченности, ни решительности. У немцев с русскими собственный проект - строительство по дну Балтийского моря газопровода 'Северный поток', чтобы в будущем мерзли эти вспыльчивые поляки и украинцы, а немецкая промышленность продолжала работать на российском газе. Попытка Европейской комиссии начать строительство нового трубопровода 'Набукко' от Каспийского моря до Европы через Турцию и государства Балкан, пока не удается из-за отсутствия финансирования и политического согласия.
Между тем, Россия заключает предварительные соглашения по строительству собственного трубопровода 'Южный поток' (тоже в обход этих противных украинцев и поляков), по которому российский газ пойдет через Черное море на Балканы, а также нетерпеливым клиентам в Италии и других европейских странах.
В пятницу российский министр энергетики Сергей Шматко сообщил в кулуарах саммита о том, что Австрия и Словения готовы принять участие в строительстве газопровода 'Южный поток', ехидно добавив, что он рассчитывает на то, что ЕС сделает 'Южный поток' одним из десяти 'приоритетных проектов' своей энергетической политики. Тем самым европейские политики и финансисты углубят собственную зависимость.
Вслед за этим русские подняли ставки, предложив ЕС заплатить также за зависимость Украины, оказав ей помощь в оплате будущих счетов за газ. Ключом ко всему этому является твердое намерение России сохранить сферу влияния в бывшем советском блоке и заблокировать нерешительные попытки ЕС укрепить отношения с такими бывшими советскими республиками, как Украина, Грузия, Молдова и Азербайджан.
Президент Медведев, опровергнув свою репутацию более либерального 'доброго полицейского' Кремля по контрасту со 'злым полицейским' премьер-министром Владимиром Путиным, недвусмысленно показал, что ему кажется подозрительной идея нового проекта ЕС 'Восточное партнерство', призванного улучшить отношения с шестью бывшими советскими республиками.
'Мы не хотели бы, чтобы 'Восточное партнерство' превратилось в партнерство против России, - заявил Медведев. - Скажу коротко: мы пытались убедить себя (в том, что этот проект не опасен), но так и не смогли. Нас беспокоит то, что в некоторых странах предпринимаются попытки использовать эту структуру в качестве партнерства против России'.
Российский президент добавил, что он точно не ратифицирует Договор об Энергетической хартии, многостороннее соглашение о правилах транзита и инвестиций в энергетику, подписанное ЕС и Москвой в 1994 г., но позже подвергнутое осуждению Кремлем Путина как несправедливое и эксплуатирующее временную слабость России.
Когда Медведева попросили дать заверения в отношении того, что больше не будет сбоя поставок наподобие того, в результате которого восточноевропейские государства-члены ЕС мерзли прошлой зимой, он ответил почти презрительным отказом.
'Никаких заверений Российская Федерация не давала и давать не будет. Чего это ради?' - заявил российский президент.
Отпор со стороны европейцев дала лишь британка Кэтрин Эштон (Catherine Ashton), комиссар ЕС по торговле, подчеркнувшая, что ЕС не подпишет новый стратегический пакт с Москвой до тех пор, пока Россия официально не вступит во Всемирную торговую организацию. Хитрость тут в том, что Россия не сможет реализовать свои давние амбиции по вступлению в ВТО, пока не снизит сборы за пролет пассажирских самолетов над Сибирью, пошлины на экспорт леса и импорт автомобилей, молочной и сталелитейной продукции.
'Россия должна продемонстрировать, что она действительно заинтересована во вступлении в ВТО и в рамках этого не вводить новые пошлины', - подчеркнула она.
Но, похоже, русские ничуть не исполнились священного трепета, ведь незадолго до этого президент Чехии Вацлав Клаус представил новые доказательства отсутствия единства в рядах ЕС. Накануне саммита в Хабаровске Клаус дал интервью чешской газете Lidove noviny, в котором заявил: 'Для меня Россия - не угроза, а большая, сильная и амбициозная страна, которой мы, безусловно, должны уделять больше внимания, чем таким государствам, как Эстония и Литва'.
Эстония и Литва - такие же государства-члены ЕС и НАТО, как и Чехия. Эстония вызвала чешского посла с требованием объяснений. Вот такая европейская солидарность. Конечно, если бы цена на нефть вновь опустилась до 35 долларов за баррель, то все было бы проще.
Мартин Уокер - заслуженный редактор UPI
___________________________________________________________
Москва начинается в Брюсселе ("Radio Free Europe / Radio Liberty", США)
'Большая игра' с неизвестными последствиями ("European Voice", Великобритания)