Москва. После проведенного в понедельник испытания северокорейской атомной бомбы пресс-секретарь государственного департамента США Иэн Келли (Ian Kelly) с надеждой отметил, что действия Пхеньяна повлекли за собой 'очень решительные заявления с осуждениями' со стороны его традиционных друзей Китая и России.
Келли предположил, что они могли бы оказать содействие в выработке единого подхода.
Но в Москве, где была рождена и десятилетиями взращивалась эксцентричная сталинистская династия, чиновники, казались, озадачены и даже напуганы все более непредсказуемым поведением пхеньянского режима.
После многолетних нападок на администрацию Джорджа Буша за ее неспособность оценить особые, сложившиеся еще в советскую эпоху отношения России со странами-изгоями наподобие Северной Кореи, сегодня реакция российской дипломатии выглядит как беспомощное разведение руками.
'Если бы вы спросили меня три года назад, то я бы сказал, что Россия обладает определенными рычагами давления на Пхеньян. Но не сегодня', - говорит Евгений Бажанов, заместитель ректора государственной Дипломатической академии в Москве, где готовят российских дипломатов.
'Если бы Россия, или даже Китай, могли что-то с этим сделать, то испытания на этой неделе не состоялись бы, - говорит он. - На самом деле, похоже, что уже никто не имеет на них влияния. Этот человек (лидер Северной Кореи Ким Чен Ир) будет делать все, что захочет'.
Северная Корея провела испытание в понедельник в горном районе всего в 100 милях от российского города Владивостока на побережье Тихого океана. Российское министерство по чрезвычайным ситуациям немедленно направило специалистов для проверки радиационного фона, но, как сообщается, не обнаружила какого-либо повышения уровня радиации.
Россия, имеющая статус постоянного члена Совета Безопасности ООН, дала понять, что поддержит ужесточение санкций против Пхеньяна в связи с испытаниями, проведенными в нарушение предыдущих резолюций Совбеза.
Кроме того, Москва участвует в проводящихся с 2003 г. шестисторонних переговорах, цель которых - убедить Пхеньян свернуть его ядерную программу. Но, по мнению российских экспертов, все успехи достигнутые в ходе переговоров, включая Заявление о принципах от 2005 г., в котором Северная Корея согласилась отказаться от своих ядерных амбиций и присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия, рассеялись как дым.
СССР создал пхеньянский режим под руководством отца нынешнего лидера Ким Ир Сена после Второй мировой войны. При помощи Советского Союза и Красного Китая в начале 1950-х годов Северная Корея вела кровопролитную войну против сил ООН, не принесшую победу ни одной из сторон, и с тех пор ее режим остается, пожалуй, самым закрытым, милитаризованным и авторитарным в мире.
'По сути, там не имел влияния даже Советский Союз, равно как и Китай. Северокорейцы умело играли на противоречиях между Москвой и Пекином', - говорит Иван Захарченко, аналитик официального агентства РИА Новости в Москве.
Однако в 2001 г., когда Ким Чен Ир приехал на своем бронированном поезде в Москву, где тогдашний президент Владимир Путин общался с ним как с важным партнером, казалось, что отношения России с Северной Кореей все-таки играют существенную роль.
Сегодня Россия почти не ведет торговлю с Пхеньяном, а ее хваленые дипломатические рычаги практически потеряли свою силу, говорят российские эксперты.
'Никто не хочет войны, - говорит Бажанов. - Единственная альтернатива - начать все с начала. Ввести санкции, провести переговоры, попытаться убедить их не идти дальше. Но перспективы выглядят неважно'.
___________________________________________________________
После первой сдержанной реакции Кремль может занять более жесткую позицию в отношении северокорейских испытаний ("The Washington Post", США)
Северная Корея грозит Югу военным нападением ("The New York Times", США)
Дешифруя Ким Чен Ира ("Newsweek", США)