Первого июня в России будет отмечаться День защиты детей. И именно тогда властям нашей страны стоило бы на официальном уровне признать, что они не справляются с участившимися в последнее время случаями похищения российских детей. Речь, прежде всего, идет о так называемых цивилизованных спорах двух родителей, один из которых является гражданином России другой - Европейского союза, на право быть единственным законным опекуном их совместного ребенка. И соответственно совместно с ним проживать на своей Родине.
За примерами далеко ходить не надо. До сих пор не утих скандал с похищением Элизы Андре. После развода ее родители - гражданин Франции Жан-Мишель Андре и россиянка Ирина Беленькая - трижды незаконно перевозили девочку из страны в страну. Последний раз Элизу пыталась похитить ее мать. В конце марта 2009 года в Арле ребенка отобрали у отца неизвестные мужчины, предварительно избив француза. На его глазах они, по словам господина Андре, передали девочку женщине в парике и маске, в которой он узнал свою бывшую жену.
Ирина Беленькая вместе с дочерью были задержаны на украино-венгерской границе в ночь на понедельник, 13 апреля. Венгерские власти передали девочку отцу, а россиянку этапировали в Будапешт и поместили в камеру предварительного заключения. Жан-Мишель Андре с ребенком вернулся в Париж. В настоящее время продолжаются слушания по этому делу, суд Будапешта принял решение об экстрадиции Беленькой во Францию, где ее обвиняют в похищении.
Не менее дикая ситуация произошла в майские праздники на российско-финляндской границе. Гражданин Финляндии Пааво Салонен незаконно и без ведома матери ребенка, россиянки Риммы Салонен, вывез из России пятилетнего сына Антона. Самое страшное заключается то, что в этой афере финну помогли нижегородские милиционеры, которые, по словам нерадивого отца, оказали ему необходимую поддержку в похищении ребенка. Далее к этой группе присоединился сотрудник финского консульства в Петербурге. Он на своей служебной машине вывез в Финляндию отца с ребенком.
В обоих случаях МИД России решительно выступает на стороне обманутых российских матерей. Но пока, к сожалению, ситуация от слов к делу не меняется. И очевидно, что на сегодняшний день наша страна явно проигрывает более активным европейским родителям, которые пускают в битву за своего ребенка все средства: суды, деньги и даже спецслужбы.
Единственная победа российской дипломатии в деле возвращения девочки Сандры к русской маме Наталье Зарубиной и то представляется сомнительной. Сейчас этот ребенок живет со своими родственниками в Пречистом в Ярославской области. Серый покосившийся домик с окурками на полу, табачным дымом и пьяной родней - новая родина Сандры. Напомним, что Зарубина отсудила свою дочь у португальской семьи, которая с помощью местных законов удочерила девочку. Помощь россиянке оказывали наши дипломаты, юристы и прочие чиновники. Однако, вернув ребенка на Родину, все они дружно отошли в сторону. А зря. Потому что их место тут же заняли их португальские коллеги. Они сейчас на весь мир трубят о тех диких условиях, в которых оказалась Сандра. Мать не раз, даже под видеокамеру, била ребенка. Своей комнаты у девочки нет - она живет в одной комнате с мамой и бабушкой. По-русски малышка не понимает. Как считает ее дедушка Сергей Николаевич, скорее все они выучат португальский, чем малютка - великий и могучий. Уже в сентябре она должна пойти в садик. Но как она будет общаться с детьми, неизвестно. Сейчас она играет только со своим двоюродным братом.
Озабоченность португальской общественности можно понять. При этом совершенно непонятной остается инертность российских властей, которые не стараются хоть как-то прояснить ситуацию: опровергнуть указанные факты или наказать мать за негуманное обращение с ребенком.
Понятно, что каждый из этих случаев является сферой частной жизни граждан России и ЕС. Тем не менее, нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что речь идет о защите прав детей. Они должны быть защищены от дикого, эгоистичного и порой даже хищнического поведения родителей. И функции защитника должно взять на себя государство. И начать стоило бы внесения в официальную повестку дня переговоров России и ЕС темы охраны прав детей. Далее поднять вопрос о создании специальной комиссии по рассмотрению случаев похищения российских детей. В этой структуре должны работать дипломаты, юристы, политики и психологи. Главной их задачей должна быть цель убедить рассорившихся родителей в том, что их ребенок не должен становиться жертвой вдруг исчезнувшей любви. В том, что им стоит пойти на компромисс ради этого маленького человека и всеми силами уберечь его от душевных травм и страданий. Иными словами, во главу угла должны ставиться права ребенка, а не амбиции и эгоизм его родителей.
И последнее, чтобы защитить российских детей от возможного похищения, наших родителей стоит через СМИ проинформировать о законах ЕС и России в сфере родительских прав. Нужно также предпринять все меры для усиления контроля за детьми, пересекающими границу.
И если этот план начнет выполняться или хотя бы обсуждаться в российских коридорах власти, то можно будет смело сказать, что День защиты прав детей существует в нашей стране не зря.
___________________
Финляндия: дипломатия средних веков ("Riga.Rosvesty", Латвия)
Российские родители не винят себя за то, что излишне оберегают своих детей ("Christian Science Monitor", США)