Еще несколько недель тому назад казалось, что единственным реальным покупателем немецкого подразделения Opel, входящего в состав близкой к банкротству корпорации General Motors, является итальянская компания Fiat SpA.
Итальянско-канадский босс Fiat Серджио Маркионне (Sergio Marchionne) в середине текущего десятилетия спас свою компанию от почти неизбежной гибели. Он пообещал сотворить такое же чудо с компанией Chrysler, которая в прошедшем месяце договорилась о создании трансатлантического партнерства с итальянским автопроизводителем.
Opel должна была стать очередным пополнением в гараже Fiat, и в случае успеха сделки Маркионне мог обрести статус короля мировой автомобильной империи, уступающей только корпорации Toyota, и находящейся на равных с Volkswagen. В настоящее время Fiat занимает скромное девятое место, но по признанию самого Маркионне, компании не хватает массы и объема, чтобы выжить в качестве независимого игрока.
Но затем он столкнулся с компанией Magna International из Онтарио - и эта фирма вот-вот нарушит грандиозные планы Маркионне.
В среду правительство Германии должно отобрать предпочтительного кандидата на покупку Opel. Некоторые высокопоставленные немецкие политики уверенно говорят о том, что почти неизвестная в Европе Magna одерживает верх.
Согласно заявлениям Fiat и Magna, они надеются, что такой кандидат будет отобран уже сегодня, поскольку время быстро уходит. Вполне вероятно, что GM к 1 июня в соответствии с главой 11 закона США о банкротстве объявит о своей несостоятельности. GM и правительство Германии, готовое вложить в Opel миллиарды евро в виде помощи, хотели бы, чтобы вопрос о собственнике данного автопроизводителя более или менее решился до этой даты, так как они опасаются, что Opel завязнет в процедуре банкротства своей материнской компании.
На предприятиях Opel в Германии 25000 работников, и предложение Magna кажется выигрышным с политической точки зрения, потому что в нем предусмотрены меньшие сокращения рабочих мест, чем в заявке Fiat. Маркионне заявляет, что будет вынужден закрыть некоторые европейские заводы из-за избытка производственных мощностей в Европе.
Magna полагает, что рабочие места на германских заводах Opel можно сохранить, пусть и не все, поскольку компания наращивает свое присутствие в России. В отличие от Fiat, партнерство с участием компании Magna пообещало влить в Opel новый капитал.
Аналитики и инвестиционные менеджеры говорят, что Fiat может потерпеть поражение со своей заявкой по политическим причинам. Канцлер Германии Ангела Меркель и ее партия Христианско-Демократический союз вскоре начнут работать в режиме предвыборной кампании, готовясь к федеральным выборам, намеченным на 27 сентября.
"Поскольку выборы уже не за горами, она не хочет, чтобы ее считали гробовщиком Opel, - говорит менеджер штутгартского фонда Dr. Thilenius Management Георг Тилениус (Georg Thilenius), - Magna, видимо, победит, потому что она гарантирует сохранение наибольшего количества рабочих мест".
Европейский филиал этой компании Magna Steyr отмечает, что содиректор Magna Зигфрид Вольф (Siegfried Wolf) приедет в среду в Берлин на встречу с Меркель. Во вторник с канцлером Германии встречался Маркионне, который представил ей свой последний вариант заявки на Opel.
Давая после встречи интервью Bloomberg TV, Маркионне сказал, что его переговоры с канцлером были "конструктивными", однако он не стал говорить о своих шансах на победу в борьбе за Opel. "Сейчас это просто лотерея", - заявил глава Fiat.
Magna на прошлой неделе объявила, что она и контролируемый Кремлем Сбербанк, являющийся самым крупным банком России, инвестируют в Opel 700 миллионов евро (1 миллиард долларов). На часть этих инвестиций будут распространяться гарантии немецкого государства. В случае успеха сделки 35 процентов компании Opel будет принадлежать GM, 35 процентов Сбербанку и 20 процентов фирме Magna. Оставшимися 10 процентами акций будут владеть сотрудники Opel.
Третью заявку на приобретение Opel, у которой очень мало шансов на успех, подала инвестиционная фирма из Бельгии RHJ International.
Между тем, находящаяся в трудном положении российская автомобильная компания ОАО "ГАЗ", которая принадлежит группе Олега Дерипаски "Базовый элемент", хочет производить в своих цехах модели Opel, чтобы поставлять их на российский рынок. Однако денег в новый Opel ОАО "ГАЗ" вкладывать не будет.
Для Magna игра за право обладания Opel это русская игра. Глава компании Франк Штронах (Frank Stronach) считает Россию ключевым рынком для развития на следующие несколько лет. Он убежден в том, что эта страна хочет создать свою собственную индустрию автомобилестроения. Кроме того, российский сектор производства и поставки автодеталей устарел и находится в раздробленном состоянии, что создает еще одну хорошую возможность для Magna.
Хотя Штронах часто заявлял, что Magna не будет конкурировать со своими покупателями, в последние недели он изменил собственную позицию и начал говорить о совместных предприятиях и прочих схемах партнерства между конкурирующими автопроизводителями по всему миру.
"Вы знаете, Франк всегда хотел владеть автомобилестроительной компанией", - заявил во вторник один из высокопоставленных руководителей этой отрасли.
"Связь Opel с российским банковским сектором - это неплохая игра", - отметил данный руководитель.
Magna уже производит по договорам подряда автомашины для компаний Chrysler, Mercedes-Benz, BMW и прочих, поэтому на протяжении текущего десятилетия она обрела определенный опыт в проектировании и сборке.
Некоторые немецкие политики, знакомые в общих чертах с конкурирующими предложениями Magna и Fiat, настойчиво намекают, что Magna им нравится больше, хотя у этой канадской компании нет дилерской сети, нет опыта управления крупными автомобильными предприятиями, и она может столкнуться с серьезными трудностями, пытаясь играть двойную роль поставщика деталей для автопроизводителей и одновременно их конкурента.
В опубликованной в понедельник статье немецкий журнал Der Spiegel процитировал слова Роланда Коха (Roland Koch), являющегося премьер-министром земли Гессен, где находится штаб-квартира Opel. Он заявил, что предложение Magna "больше всего отвечает надеждам и пожеланиям" политиков и сотрудников компании. Министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier) назвал предложение канадской компании "очень солидным планом".
Маркионне отметил, что слияние Fiat и Opel позволит сэкономить миллиарды евро, поскольку можно будет объединить автомобильные площадки двух предприятий, а также деятельность в области исследований и разработок.
Однако в плане Fiat признается избыточность производственных мощностей отрасли. Вначале руководство Fiat заявляло, что может уволить до 18000 сотрудников своей компании и компании GM Europe, где доминирует Opel, если произойдет слияние Fiat и европейского подразделения GM. После этого оно пересмотрело свои планы, заявив, что из GM Europe будет уволено 10000 сотрудников, причем на немецких предприятиях будет сокращено не более 2000 рабочих мест.
Magna заявляет, что сократит 9000 рабочих мест во всей Европе, и при этом меньше всех пострадают предприятия Германии. Компания даже пообещала увеличить производство на двух заводах Opel.
Вчера вечером казалось, что Fiat проигрывает в этой битве, поскольку все большее число людей, формирующих общественное мнение, занимало сторону Magna. Пока Fiat лоббировал собственные интересы в правительстве Германии, Magna и RHJ представили свои планы руководителям профсоюзов в штаб-квартире Opel в Рюссельсхайме. После встречи глава совета сотрудников компании Клаус Франц (Klaus Franz) заявил: "Magna определенно находится в выигрышном положении".
В Берлине руководитель фракции СДПГ в бундестаге Петер Штрук (Peter Struck) заявил репортерам, что Magna идет со своим предложением впереди. "Канцлеру придется очень внимательно проанализировать предложение Magna, потому что, на мой взгляд : это самое реалистичное, самое лучшее предложение".
Свой материал предоставил репортер Грег Кинан (Greg Keenan).
____________________________________________________________
Русские полюбили Opel ("ZDF", Германия)
Российско-германская автомобильная ось ("The Wall Street Journal", США)