Брюссель. Энергетическая политика ЕС на протяжении последних 50 лет была одним из главных его 'слабых сторон', однако растущая зависимость блока от России побуждает страны-участницы к выработке согласованной стратегии в этой области, считает представитель ЕС в Вашингтоне Джон Брутон (John Bruton).
ЕС берется за дело, только если столкнется с кризисом, он менее ориентирован на результат, чем правительство США, и испытывает проблемы с продвижением своего имиджа 'многонациональной демократии' на мировой арене, заметил Брутон в среду (27 мая).
Бывший премьер-министр Ирландии принимал участие в дискуссии относительно роли объединенной Европы в мире, организованной Европейской народной партией - объединением правоцентристских национальных организаций, стоящих сегодня у власти в большинстве стран Континента; их представители также занимают ключевые посты в структурах ЕС. До отъезда в Вашингтон в качестве представителя Еврокомиссии в 2004 г., Брутон также занимал должность вице-председателя ЕНП.
'Энергетическая политика - один из главных провалов Евросоюза за последние 50 лет, особенно если учесть, что его родоначальником было Объединение угля и стали. Однако наша зависимость от России будет все больше вынуждать нас к выработке общей энергетической политики, совершенствованию внутренней инфраструктуры и к энергетическому обмену между странами Союза', - отметил он. Последние три года исполнительные органы ЕС активно занимаются выработкой общей энергетической политики. Эта деятельность получила новый политический импульс в январе 2006 г., когда Россия впервые перекрыла подачу газа на Украину, что отразилось и на европейских потребителях.
Брутон высоко оценил 'солидарность', проявленную странами-участницами в ходе аналогичного сбоя в газовых поставках в январе нынешнего года, и отметил, что 'политические ингредиенты' для выработки единой энергетической стратегии уже налицо.
Такое же мнение высказал и глава натовского Управления политического планирования Джейми Ши (Jamie Shea): он подчеркнул, что 'в Европе не должна возникать ситуация, когда в разгар зимы ее восточная часть трясется от холода при минус 25, а западная половина нежится в тепле при пляс 25', тем более, что речь идет всего лишь о создании взаимосвязанной инфраструктуры и обеспечении перекачки газа по трубопроводам в обратном направлении.
Тем временем российский газовый гигант 'Газпром' грозит вновь закрыть вентиль будущей зимой, поскольку Украина якобы не в состоянии расплачиваться за поставляемый газ, и призывает ЕС принять участие в урегулировании этого двустороннего спора.
Брюссель, проявляя готовность вложить средства в модернизацию украинской газовой инфраструктуры, тем не менее не заинтересован в оплате непрозрачных газовых сделок с участием России, Украины и сомнительных фирм-посредников.
Недвусмысленное упоминание о том, что энергоресурсы представляют собой один из внешнеполитических инструментов страны, содержащееся в российской 'Стратегии национальной безопасности', - обнародованной две недели назад - вызывает тревогу, однако ЕС необходимо налаживать сотрудничество со своим большим восточным соседом, заметил в ходе той же дискуссии видный депутат Европарламента Эльмар Брок (Elmar Brok). Он также подчеркнул, что выработке общеевропейской энергетической политики способствовало бы принятие Лиссабонского договора; это позволило бы также ослабить опасения, существующие у восточноевропейских стран-участниц в отношении России.
_____________________________________________________________
Нынешняя слабость "Газпрома" создает новые возможности ("The Moscow Times", Россия)
Россия и ЕС не достигли консенсуса по газовой проблеме ("Le Monde", Франция)