За последние 8 лет количество зарубежных усыновлений сократилось в России примерно в два раза и сейчас составляет чуть более 4 тысяч в год. Однако при этом ежегодно остаются без попечения родителей более 120 тысяч российских детей, а усыновляется - в 10 раз меньше. Как это объяснить и чего можно ожидать в будущем? С этого вопроса начался видеомост между Москвой и Вашингтоном, в котором приняли участие госчиновники и общественные деятели, занимающиеся проблемами международного усыновления.
Глава комитета Госдумы РФ по делам женщин, семьи и детей Елена Мизулина выделила в своем ответе на главный вопрос дискуссии два фактора: 'Первая причина в том, что проводится новая государственная политика по отношению к семейному устройству детей-сирот. У нас приняты законы, которые предусматривают серьезную поддержку опекунским семьям. Больше стало детей устраиваться в приемные семьи, больше усыновляться, хотя, к сожалению, эти цифры пока не позволяют говорить о переломе в решении проблемы. А вторая причина - это неурегулированность юридических отношений со странами, в которых усыновляются российские дети'.
По мнению депутата Мизулиной, именно вторая причина проводит к тому, что Россия теряет возможность контроля за положением усыновленных иностранцами детей. А это тем более недопустимо, когда имеют место случаи насилия и гибели российских детей в приемных семьях за рубежом. К примеру, с 1996 года в США погибли 14 российских детей, из них 13 - в результате преступлений.
В свою очередь, вашингтонский участник дискуссии, помощник руководителя консульского управления Госдепартамента США Мишель Бонд полностью согласилась c тем, что судьба каждого усыновленного ребенка должна быть под пристальным контролем обоих государств, и обратила внимание на то, что здесь делает американская сторона.
Так, в Соединенных Штатах за усыновленными детьми сохраняется двойное гражданство. Эти дети в равной мере обладают всеми гарантиями и правами, которые имеют родные дети американских усыновителей. Учителя в школах обязаны обращать особое внимание на то, как учатся приемные дети, как с ними обращаются. Наконец, ведется дополнительный мониторинг правоохранительными органами, психологами, медиками. Это делается в соответствии с Гаагской Конвенцией по защите детей и сотрудничеству в отношении иностранного усыновления.
Кстати, Россия тоже еще в 2000 году подписала эту Конвенцию, но так и не ратифицировала ее, сославшись на то, что данный, несомненно, важный документ, пока не адаптируется с национальным законодательством. Именно это, как соглашались участники нынешнего видеомоста, зачастую приводит к невозможности оперативного мониторинга за усыновленными детьми. Ведь Гаагская конвенция не только требует, например, обязательного прохождения будущими родителями специальных курсов, но и запрещает независимое усыновление, требуя, чтобы такой деятельностью занимались только специальные агентства, своевременно предоставляющие отчетность в государственные органы. В России же до сих пор возможно так называемое 'независимое усыновление'. По сути, это ситуация, когда частные посредники - обычно бывшие российские граждане, которые хорошо знают, как найти 'особый подход' к местным чиновникам - разъезжают по детским домам и отбирают детей по заказам зарубежных клиентов.
'Я ответственно заявляю, что именно здесь благодатная почва для коррупции: для обмана, подкупа, наконец - сговора чиновников и частных агентов, - заявил еще один московский участник видеомоста, эксперт Совета Федерации РФ по международному гуманитарному сотрудничеству, руководитель общественного проекта 'К новой семье' Алексей Рудов. - Вот почему сегодня в регионах с такой опаской относятся к иностранному усыновлению. Знают, что за этим нередко кроются взятки, подтасовки, когда заведомо здоровые дети записываются инвалидами, чтобы решить вопрос в пользу потенциальных зарубежных усыновителей'.
Вместе с тем Рудов считает, что полный запрет на независимое усыновление - тоже не выход, так как это сократит количество усыновляемых детей. Услуги агентств стоят дорого, и далеко не все семьи, особенно российские, могут позволить себе такие траты. Ведь обычно усыновляют детей все-таки не олигархи, а представители среднего класса, подчеркнул Алексей Рудов, сам, кстати говоря, тоже воспитавший приемного ребенка.
С другой стороны, сегодня в России, как заметила Елена Мизулина, правомерно ужесточаются требования к агентствам по усыновлению. Если еще несколько лет назад их было более 200, то на сегодня государственную аккредитацию прошли только порядка 70.
Исполнительный директор американской организации Коалиция Конгресса по усыновлению Кэтлин Стоттман подчеркивает, что именно работа с агентствами, оказывающими услуги приемным семьям, позволяет обеспечить безопасность и успешную адаптацию детей. Кроме того, целесообразно заключить двухсторонний договор между США и Россией, который снял бы все противоречия и сделал бы более прозрачным и подконтрольным процесс усыновления американскими гражданами российских детей. Кстати, подобный договор уже оформлен между Россией и Италией.
'Мы понимаем желание российской стороны добиваться того, чтобы детей-сирот усыновляли прежде всего граждане их собственной страны. И мы будем только рады, если эта тенденция будет в России и дальше набирать обороты, - высказал общее мнение американской стороны представитель Объединенного Совета по международной помощи детям Том Дифилипо. - Однако я думаю, что не стоит исключать и механизм иностранного усыновления, который работает во многих странах, в том числе - в Соединенных Штатах'.
Эту позицию разделяет депутат российского парламента Елена Мизулина. Безнравственно, - заявила она, - решать демографические проблемы государства за счет детей-сирот. Если у ребенка появляется шанс обрести полноценную семью за рубежом, то любое государство просто обязано этот шанс предоставить.
К этому стоит добавить, что аргументы некоторых российских политиков - особенно на волне периодически возникающих обострений антиамериканизма - ввести запрет на иностранное усыновление, страдают однобокостью. Верно, факты гибели российских детей в американских семьях, ксати, всякий раз приобретавшие широкий резонанс в самой Америке, хотя и единичные, все же дают повод для ужесточения правил усыновления, но никак не для огульных запретов. Тем более что на сегодняшний день - а это признавали и московские участники видеомоста - нет какой-либо точной статистики количества преступлений по отношению к детям в российских приемных семьях. Не говоря уже о гибели детей, оставшихся без попечения родителей: И здесь уместно привести сказанные не так давно слова главы комиссии по правам ребенка при президенте РФ Эллы Панфиловой, что 'в самой России уровень произвола по отношению к детям беспрецедентен - насилие есть и в родных семьях, и в приемных'.
...Уже после видеомоста депутат Елена Мизулина рассказала Русской службе 'Голоса Америки' о своей недавней поездке в Вашингтон и о встречах с американской коллегой - сенатором Мэри Лэндрю. Госпожа Лэндрю воспитывает двоих приемных детей, а ее сестра - ребенка из России. Во время переговоров у коллег-парламентариев возникла идея организовать поездку в Москву российских детей, усыновленных иностранными родителями. Возможно, если удастся найти спонсорские деньги, получится даже провести фестиваль в поддержку борьбы с сиротством как социальным злом. Что ж, неплохо, если бы именно детский взгляд помог взрослым еще раз непредвзято посмотреть на эту глобальную проблему.
_______________
Достоевщина для Сандры ("Radio Free Europe / Radio Liberty", США)
Родители навылет ("Riga.Rosvesty", Латвия)