Новым совладельцем автопроизводителя Vauxhall стал 'Сбербанк' - 'крестный отец' российских банков, фактически представляющий государство и осуществляющий промышленную политику Кремля.
60 процентов его голосующих акций фактически контролирует российский Центробанк, а его главой является бывший министр экономического развития Герман Греф. На долю 'Сбербанка' приходится треть российского банковского капитала, он считается крупнейшим из трех контролируемых государством банков, через которые во время экономического кризиса, снизившего стоимость активов таких олигархов, как Олег Дерипаска, миллиарды долларов закачивались на российские финансовые рынки.
Г-ну Дерипаске принадлежит 'ГАЗ' - второй по величине в России автопроизводитель, которого премьер-министр Владимир Путин спас от банкротства, выделив в апреле автомобильной промышленности государственную помощь в размере 600 миллионов фунтов. Правительство тогда решило, что 'ГАЗ' слишком велик, чтобы обанкротиться и сейчас большая часть 900-миллионного долга компании принадлежит 'Сбербанку'.
В прошлом году, еще до финансового кризиса 'ГАЗ' раздумывал над возможностью совместно с General Motors выпускать в России бюджетные автомобили. Сейчас его производственные мощности работают только на 30 процентов, тысячи сотрудников уволены.
В 2007 году г-н Дерипаска приобрел 10 процентов акций Magna, однако в октябре был вынужден отдать их финансировавшему сделку банку после того, как французский банк BNP Paribas предъявил маржевое требование. Считалось, что за этой попыткой альянса с канадским производителем автозапчастей стояла идея использовать западные технологии для модернизации 'ГАЗа'.
Однако новый план производить на российском заводе 'ГАЗа' автомобили Opel позволяет достигнуть этой цели другим путем. Основной акционер 'ГАЗ' - компания 'Русские машины', входящая в состав холдинга г-на Дерипаски 'Базовый элемент', включена в кремлевский список стратегически важных предприятий, которым может предоставляться первоочередной доступ к государственным займам.
Участие 'Сбербанка' в приобретении Opel свидетельствует о том, что эта сделка входит в планы Кремля и является частью стратегии г-на Путина по увеличению зависимости стран Европейского Союза от России, цель которой - ослабить критику российской внешней политики и ситуации с правами человека в стране.
__________________________________________________________