Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

'Государственность Грузии - очень хрупкое порождение'

'Государственность Грузии - очень хрупкое порождение' picture
'Государственность Грузии - очень хрупкое порождение' picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Константин Гамсахурдия - создатель и бессменный лидер оппозиционной партии 'Свобода', старший сын первого президента Грузии Звиада Гамсахурдия, дал эксклюзивное интервью спецкору 'РГ/РБ' Наташе Николаевой.

Константин Гамсахурдия - создатель и бессменный лидер оппозиционной партии 'Свобода', старший сын первого президента Грузии Звиада Гамсахурдия, дал эксклюзивное интервью спецкору 'РГ/РБ' Наташе Николаевой.

- Г-н Гамсахурдия, как на данный момент вы можете охарактеризовать политическую обстановку в Грузии?

- Сейчас в Грузии политический кризис, решение которого пока не найдено, так как ни одна из сторон не идет ни на какие меры. Власти не решаются применить силу к митингующим, они только укрепляют свои административные здания, как крепости в средневековье. Даже общественный канал телевидения сейчас охраняется спецназом. После загадочного бунта в элитной армейской части параллельно началась и 'охота за ведьмами' в армии. Арестовали нескольких офицеров и военных экспертов, которых обвиняют в шпионаже в пользу России и в подготовке государственного переворота. Оппозиция, со своей стороны, заявляет, что никуда врываться не собирается, что она проводит митинги только с требованием добровольной отставки президента.

- А диалог оппозиционеров с президентом?

- К сожалению, диалог лидеров оппозиции с президентом Саакашвили и спикером парламента Бакрадзе ни к чему не привел. Власти не готовы пойти на реальные уступки.

- Многие политологи считают грузинскую оппозицию разрозненной и маргинальной. Вы согласны с этим?

- Да, Наташа, вы правы. Для оппозиции действительно существует опасность маргинальности. Что же касается разрозненности... В оппозиционный блок входят самые различные партии, которые объединились, чтобы сменить власть в стране и вынудить президента подать в отставку. Но в данном случае и власти находятся на пути маргинализации. Практически не функционирует парламент, а президент в это время посещает какие-то непонятные интернациональные конференции, куда приезжают только дипломатические лица третьего или даже четвертого ранга из других государств. Грузия под руководством Саакашвили стала посмешищем для всей Европы.

- Константин, согласитесь, после таких акций, как сиденье в импровизированных клетках около резиденции президента и погоня за ним по всему городу с целью не дать ему пообедать, действия оппозиции выглядят несколько театрально. Вы так понимаете борьбу за демократию?

- Такие шумные акции были организованы молодежными группами 'Института равноправия'. Также они организовали так называемый коридор позора. У клеток, о которых вы говорите, есть практическое назначение - в них можно провести ночь или укрыться от дождя. Можно сказать, что это грузинский вариант украинского Майдана, на котором тоже стояли палатки.

- Почему лидеры оппозиционных партий с таким трудом находят общий язык?

- У современной грузинской демократии очень сложная предыстория. А собственно, истории у нее пока нет, потому что это на самом деле еще не рожденный ребенок. Даже государственность Грузии - очень хрупкое порождение. Сакартвелло - такая страна, где представлены разные мировые силы и геополитические интересы.

- Например?

- Недавно американский посол в Грузии, который безоговорочно поддерживает власть Саакашвили, заявил, что для американцев из оппозиции приемлем только Ираклий Аласания. Это говорит о том, что при любом изменении политической власти в Грузии неминуемо и столкновение геополитических интересов других стран, которые играют значимые, если не ключевые роли в мировой политике.

- С 9 апреля, как и предполагалось, грузинская оппозиция начала массовые акции протеста. К чему они привели на данный момент?

- Если учесть, что главное требование митингующих - вынудить президента подать прошение об отставке, то тогда они ни к чему не привели. Но, как бы эти акции протеста ни закончились, можно с уверенностью сказать, что ситуация в стране не останется прежней. В любом случае она будет меняться. Я бы этот процесс назвал 'ползущая революция'.

- Не очень характерный термин для грузинского менталитета.

- Такова на данный момент объективная реальность, которую трудно изменить.

- Константин, каковы ваши комментарии по поводу переговоров лидеров оппозиции с президентом Саакашвили?

- Саакашвили в самом начале диалога заявил, что в стране никакого кризиса нет. Можно сказать, что так называемый диалог практически не состоялся. Те пункты, которые Саакашвили предложил лидерам оппозиции - это конституциональные изменения и работа в комиссиях. Даже речи не было о досрочных выборах, поэтому я первым заявил, что не согласен пойти на диалог с ним. Это было до того момента, как оппозиция решила согласиться с таким предложением президента и формировала делегацию. Пока остается впечатление, что система Саакашвили - это монолит. Президент не приемлет полумер. Или он уступит все, или ничего.

- Совершенно очевидно, что президент не намерен уходить в отставку досрочно. На какие крайние меры готова оппозиция?

- В данный момент трудно принять решение пойти на крайние меры. Это может повлечь за собой жертвы среди мирного населения. Пока мы к такому решению проблемы просто не готовы.

- У грузин очень развиты межличностные связи, существует обостренное чувство дружбы. Почему люди, в свое время так близко бывшие около Михаила Саакашвили, уходят от него? Георгий Хаиндрава, Ираклий Окруашвили, Саломе Зурабишвили и, наконец, Нино Бурджанадзе.

- Политика такого понятия, как дружба, практически не знает. В грузинской политике сохраняются жесткие правила игры. Все бывшие соратники Саакашвили почему-то верили, что из него получится президент французского или американского типа. Сейчас они разочарованы.

- Если предположить победу оппозиции, как в таком случае будет строиться политика Грузии в отношении Европы и России?

- Насколько мне известно, никто из лидеров объединенной оппозиции не желает обострения конфронтации с Россией или игнорирования Европы, как это наблюдалось последние 3-4 года. Все это будет также зависеть от того, какое крыло оппозиции придет к власти. Вопрос о членстве Грузии в НАТО на данный момент в народе не очень популярен.

- Вот это новость...

- Многие уверены, что в рамках Евросоюза Грузия чувствовала бы себя более комфортно и уверенно. Так гораздо удобнее решать проблемы территориальной целостности страны. А в российской геополитике должно преобладать мнение, что сильная и патриотически настроенная Россия и единая патриотическая Грузия могут и должны сосуществовать рядом.

- Я благодарю вас за интервью, Константин.

Обсудить на форуме

_____________________

Отменяется ли отставка Саакашвили? ("Georgia Times", Грузия)

"Миша, уходи!" ("Зеркало.az", Азербайджан)