Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

ИноВидео: российские цыгане - граждане без прав

ИноВидео: российские цыгане - граждане без прав picture
ИноВидео: российские цыгане - граждане без прав picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Цыгане в России - зачастую бесправны. В западных СМИ широко обсуждается случай в Чудове. - Местные власти решили снести дома, в которых бежавшие в 86 году из Чернобыля цыгане живут уже более 20 лет. Смотрите репортаж французского телеканала международной информации France24.

Смотрите ИноВидео

АНТУАН КОРМЕРИ: добро пожаловать на передачу 'Репортер' на телеканале France24. Сегодняшний сюжет - из России, о цыганах, гражданах без прав. Причем они жили там веками. Российские цыгане - объект предрассудков, так же, как и их братья по всему миру. В прошлом году Международная федерация прав человека опубликовала доклад, в котором осудила тяжелейшие ущемления прав человека, жертвами которых в России являются порядка 500 тысяч цыган. В частности, речь идет о насильной высылке целых деревень, о разрушении домов. Вашему вниманию репортаж из России, из Новгородской области, автор сюжета - Илям ТауфикИ.

Весна 2007-го. Милиция, военные, танки и бульдозеры. Целая армада - чтобы стереть с лица земли полтора десятка домов. Около двухсот домов все еще стоят.

Спустя полтора года, гнев никуда не делся. Угроза также никуда не ушла. Речь пойдет о этом поселении, цыгане называют его табор.

ЦЫГАНКА: Они издевались над нами. Господи, сделай так, чтобы они сдохли. Их семьи, их дети. Чтоб все они сдохли.

Эти ветхие домики, эти улицы, словно случайно нарисованные в грязи, - вы их нигде не найдете. Ни на карте города Чудово, который находится в пяти километрах отсюда, ни в кадастре.

Во главе табора - этот человек, здесь его называют бароном. В его руках - судьба всей общины, тысячи человек. Говорит так называемый барон, Михаил Михай.

МИХАИЛ МИХАЙ: Ну, например, в отношении этого жилищного вопроса. Мы боимся, что дома разрушат, снесут. Мы хотим жаловаться.

Барон вспоминает те времена, когда они только поселились здесь. Это было в 1986 году сразу после Чернобыльской катастрофы. Тогда советский режим разрешил пострадавшим от аварии селиться там, где они смогут. Эти цыгане выбрали Чудово. Они построили свои жилища без разрешений, не подписывая никаких бумаг. Просто устная договоренность с администрацией.

БАРОН : Проблемы начались 4 года назад. Тогда главой администрации стал Зуев. До него никаких проблем не было. Мы хорошо жили, работали, власти с нами обращались нормально. У нас были хорошие отношения с администрацией.

В 2005 все резко меняется. Советская эпоха окончательно завершилась. Закон о владении землей ужесточается. Теперь за землю необходимо платить, и цыгане оказываются на линии огня.

БАРОН: Эй ну че, ребята, разрушат они наши дома или нет? Не будут? Они говорят, что дома не снесут. Все на это надеются.

Кроме надежды, у них больше ничего не осталось.

Стало известно решение суда. Дома будут снесены следующей весной.

Это мужчина ошеломлен. Его дом был разрушен в прошлом году, он построил еще один чуть дальше, и вот - его снова будут сносить.

ЮРИЙ МИХАЙ : Вот тут наши дома поломали. Мой дом разрушен. Пришли и все порушили своими бульдозерами. Все снесли. Потом стало известно, что можно строить. И теперь они снова хотят, чтобы мы ушли. Они хотят выгнать цыган из Чудова, чтобы тут не осталось ни одного цыгана.

К нам присоединяется его брат, который живет в доме по соседству. Его дом - также под снос.

БАРОН: Не было бы Зуева, у нас бы жизнь нормальная была. Но бог его наказал, его сняли с работы. Он брал взятки, вот его и выгнали. И вот бог наказал его, он ослеп!

Причина сноса - табор располагается в санитарной зоне, рядом - асфальтовый завод. Он не работает уже пять лет.

: Я вам покажу, рядом есть русские дома. Их выгонять никто не собирается, потому что они русские. А наши дома снесут, потому что мы цыгане!

Это дома русских. Они находятся в 50 метрах от домов цыган, но к санитарной зоне отношения не имеют.

Дискриминация? Именно об этом пытаются сказать цыгане, но безрезультатно. Весной следующего года им придется переехать. - В деревню Придорожная, в двадцати километрах отсюда.

Братья отвозят нас туда. - Грязное пастбище, зажатое между автотрассой и железной дорогой. Здесь они должны будут заново выстроить свои дома. Цыганам выделили 16 участков. Они должны заплатить 4 тысячи рублей - чтобы числиться в кадастре.

БАРОН: Они нам не дадут ни копейки, они говорят строить на свои деньги. Но у нас нет денег, у нас ничего нет. Даже школы для детей не будет. На это земле нет ничего. А еще, говорят, что тут много змей.

Змеи. А кроме того - довольно враждебные соседи. Эта женщина - староста деревни. Она написала петицию в Москву. Местные русские не хотят цыган. А еще они не хотят, чтобы их снимали.

СТАРОСТА : А эта девушка - она цыганка?

БАРОН: Она француженка.

СТАРОСТА : Я не буду с вами разговаривать, покажите мне документы. Прекратите камеру на меня наставлять! Отойдите!

Я сейчас собаку на вас спущу.

БАРОН: Подожди, поговори с нами немного! Два слова и все!

В конце концов, она возвращается и говорит с нами.

СТАРОСТА : Они у нас были уже в 86 году. Два месяца. Дрова воровали! Все загадили тут. Я староста тут, и я добиваюсь, чтобы их тут не было.

Идите жить в Чудово!

БАРОН: Нам власти сказали жить тут. Смотрите, это суд сказал, вот решение суда! Мы же не виноваты, нам-то что делать! Я заплатил за эти участки!

СТАРОСТА : Оставайтесь в Чудове, сюда лучше даже не суйтесь!

БАРОН: У нас выбора нет! Завтра приду и дом буду строить.

СТАРОСТА : Попробуй, попробуй.

 

На следующий день мы снова встретились с бароном. С ним вместе - старейшины табора. Они направляются в администрацию, хотят получить объяснений. - Недавно началась ликвидация регистраций цыган. Барон обеспокоен. Он знает, что без регистрации цыгане не получат медицинского обслуживания, социальных пособий. Юридически - без регистрации они перестают существовать.

БАРОН: Я хочу увидеть документ, где перечислены жители табора, я знаю, что наши регистрации аннулированы.

СЛУЖАЩАЯ : Такого документа нет. Такой книги никогда не было. Есть документы по хозяйствам, но они не имеют никакой юридической силы.

БАРОН: Даже если они не имеют никакой юридической силы, они же доказывают, что мы жили там!

СЛУЖАЩАЯ: Или мы будем разговаривать без камеры. Или я занята своими делами.

Уходите, что за наглость-то такая!

Я не хочу, чтобы во Франции показывали, что в России ущемляют ваши права.

После мы решили встретиться с главой администрации Чудова по поводу сноса домов. Специально для нас он созвал представителей местной прессы. Цыгане тоже пришли. Очевидно, их в администрации совсем не ждали.

АНИЩЕНКО, глава администрации Чудовского района: Вы уже снимаете, да?

Вот перечень, нате, заснимите, это вопросы, на которые я должен был ответить.

БАРОН: ООН говорит, что, если вы разрушаете наши дома, вы должны нам выплатить компенсацию. Если у вас нет возможности, то так и скажите! Так и скажите ООН, что вы не воспринимаете цыган как обычных граждан России, как граждан мира! Вот такой ответ и давайте людям, чтоб все знали.

АНИЩЕНКО, глава администрации Чудовского района: проблемы с цыганами? Проблем нет. Ноу проблем.

Тем не менее, возникают некоторые сложности. Люди цыганской национальности, они у нас нигде не работают. Это связано с тем, что они зарабатывают себе на жизнь не всегда законным путем.

Цыганская национальность - такой не существует. Цыгане - прежде всего граждане России, россияне. Да, они живут в Чудове нелегально. Но - в течение двадцати лет. В таком случае, согласно российскому законодательству, они должны быть владельцами земли де факто. В нашем случае они этого права лишены. Почему же?

ЮРИЙ ГРОШЕВ, мэр Чудова : У цыган нет никаких документов на земли, где они в 1986 году построили свои дома. Ни на одну постройку документов у цыган нет. То есть, фактически они все построены незаконно.

То есть, ответа на вопрос он не дает. Общий план сноса уже готов. На этих страницах - будущее табора. Сколько домов будут снесены, какие, когда. Больше нам ничего не сообщили.

Возвращаемся в табор. Это Алексей Царев, защитник, адвокат цыган. Он сотрудник российской неправительственной организации. Царев только что вернулся из мэрии.

БАРОН: Ну и че он тебе там сказал?

ЦАРЕВ: Показал план, сказал, что твой дом не разрушат.

БАРОН: А сколько разрушат?

ЦАРЕВ: Из 140 домов разрушат 48. Ну треть табора. Каждый третий дом.

48 домов обречены, и еще 25 должны быть перестроены, причем как можно скорее. В противном случае их также снесут.

ЦАРЕВ: Можно будет как-то договариваться по каждому дому отдельно, может, удастся оставить больше домов. В идеале количество домов, которые могут быть оставлены, можно будет увеличить.

Иными словами, выиграли немного времени. Но силы барона уже на исходе.

БАРОН: Они сказали, что разрушат табор. Как мне не быть грустным?

Куда вот этим людям идти, с детьми? Куда они пойдут? Я скажу им, чтобы были готовы уходить, но куда - я не знаю.

Деревня Чудово - не единственный случай. С 2006 года российские цыгане - жертвы так называемого принудительного отчуждения недвижимого имущества. Международная федерация прав человека осудила, ООН предупредила, а российское государство все еще ничего не сделало для решения проблемы.

Илям Тауфики, Франс24

Дина Мингалиева, ИноСМИ

______________________________________________________

Обсудить на форуме

__________________________________________________