В современной России надежды на лучшее у диссидентов, желающих пробиться сквозь глухую стену прокремлевской журналистики, практически нет.
Но, быть может, есть шанс обойтись без конфронтации - шанс помочь хотя бы следующему поколению обойти эту стену, и чтобы не слишком ощерился Кремль?
По крайней мере, на это понадеялись несколько депутатов московского законодательного собрания, совместно с факультетом журналистики МГУ разработавшие программу поощрения среди учеников 'формирования критического отношения к СМИ ... [и] обучения детей отличать полезную информацию от пропаганды', - так рассказала депутат московской думы Людмила Стебенкова.
Независимых журналистов мало, а пиара и лоска много
О том, что российские СМИ в значительной степени сосредоточены в руках Кремля и лояльных Кремлю предпринимателей, написано уже очень много, равно как и о непрекращающихся гонениях на немногочисленных независимых журналистов, все еще осмеливающихся делать свое дело.
Но в мегаполисе, который за истекшие после распада СССР менее чем два десятилетия превратился в один из самых дорогих городов мира, по словам инициаторов программы, понимание того, кому что выгодно, требуется не только при взаимодействии со СМИ, но и в такой огромной сфере, как деловое общение.
'Мы живем в таком обществе, где всевозможный маркетинг и пиар играют огромную роль, и нам надо начать учить людей критическому восприятиию', - говорит Вероника Кочетова, сотрудник аппарата Думы, участвовавшая в разработке программы по критическому отношению к СМИ.
Студенты будут сопоставлять источники и работать самостоятельно
Программа курсов уже согласована с городской думой, а с министерством образования - пока нет. По словам Кочетовой, студентов будут обучать анализу, сравнению и критике рекламы, новостей и телевизионных репортажей, происходящих из самых разнообразных источников.
Также студентов будут поощрять основывать свои собственные СМИ - школьные газеты, сайты (в условиях консервативной образовательной системы в России именно этот вид деятельности развит очень слабо).
'Бывает, что критиковать директора школы труднее, чем критиковать президента. Нужно думать об этом, понимать, что ты делаешь. Именно такой непосредственный опыт мы и хотим поощрять, чтобы сделать из ученика информированного потребителя и ответственного гражданина', - поясняет Кочетова.
Россияне в основном пассивны
Главный автор программы Елена Вартанова - декан факультета журналистики МГУ - говорит, что, по данным исследований, аудитория российских СМИ обычно крайне пассивна и верит всей информации, которую получает посредством телевидения и газет.
'Мы обнаружили, что люди чрезмерно зависимы и доверчивы; чтобы справиться с этим, нужны широкие образовательные меры', - комментирует она.
Кремль стремится контролировать инфосферу
Хотя Кремль уже практически полностью контролирует российские СМИ, есть признаки того, что и он тоже готовит высокоточное оружие, с помощью которого будет отстаивать свою точку зрения в инфосфере.
Президент России Дмитрий Медведев недавно открыл собственный 'живой журнал', где, по крайней мере, теоретически - средний россиянин получит возможность отправлять свои жалобы и соображения напрямую в Кремль.
На прошлой неделе Фонд эффективной политики (аналитический центр, связанный с Кремлем) открыл 'школу блоггеров', в которой молодых людей будут обучать отстаивать интересы России в киберпространстве (бесплатный доступ к русскоязычному порталу здесь: http://www.liberty.ru).
По словам Вартановой, главное - это научить людей ориентироваться в возрастающем информационном потоке и отфильтровывать нужное уже в молодом возрасте.
'Мы полагаем, что [курсы критического отношения к СМИ] необходимы не только для того, чтобы люди были лучше образованы и научились деконструировать сообщения СМИ, но и для того, чтобы будущее поколение журналистов работало эффективней и критичней. Это очень долгосрочная задача', - комментирует она.
________________________________________________________
Роксана Сабери и как занимаются журналистикой в Иране ("Time", США)
Иранский Обама пользуется Facebook для ведения избирательной кампании ("Epoca", Бразилия)
Как правительства притесняют прессу ("Christian Science Monitor", США)