Олег Дерипаска, ветеран российских алюминиевых войн и политический тяжеловес, вместе со своей 'Группой ГАЗ' оказался вовлечен в игры российского государства вокруг приобретения компании Opel.
Всего шесть месяцев назад Дерипаска, которому принадлежит 'ГАЗ' - будущий индустриальный партнер в сделке по покупке европейских активов компании General Motors, казалось, относил автомобильное производство к разряду непрофильных активов.
Тогда он предпочел отдать 20 процентов акций канадского производителя автозапчастей Magna - который сейчас победил в схватке за немецкий Opel и прочие европейские предприятия GM Europe - лишь бы не покрывать маржевое требование деньгами.
'Группа ГАЗ', выпускающая седаны 'Волга' и микроавтобусы 'ГАЗель', продолжала вытягивать ресурсы, но так и не могла расплатиться по долговым обязательствам, пока контролируемый государством 'Сбербанк', финансовый партнер Magna в операции по покупке Opel, не пообещал ее не банкротить.
Сейчас, 'ГАЗ', по-видимому, задействован в некоем масштабном плане правительства.
'Российское Правительство имеет свою стратегию развития автопрома. Та сделка, о которой мы сегодня говорим, должна быть вписана в эту стратегию развития автомобильной промышленности', - заявил в понедельник на встрече с министрами премьер-министр России Владимир Путин.
Перспектива объединения 'ГАЗа' с гигантом пассажирского автопрома, свидетельствует о том, что за вовлечением 'ГАЗа' в сделку стоял не Дерипаска, ведь российская компания не слишком преуспела на этом сегменте рынка, считает управляющий директор 'ВТБ Капитал' Елена Сахнова.
'Такое впечатление, что на этом настаивало правительство - сам Дерипаска на подобных планах уже обжегся', - считает Сахнова, по мнению которой, впрочем, данная сделка для 'ГАЗа' либо ничего не изменит, либо пойдет на пользу - в зависимости от того, насколько удачно пройдет освоение технологий, а также от жесткости контроля.
Зависимость от государства
Олегу Дерипаске 41 год. Его состояние выросло из биржевых операций с металлом, на доходы от которых он приобрел долю в сибирском алюминиевом комбинате. Свою империю Дерипаска расширил в девяностые в ходе 'алюминиевых войн', консолидировав сектор, зачастую жестокими мерами.
В прошлом году Дерипаска был на пике могущества. Журнал Forbes называл его богатейшим человеком в России. Его состояние составляло 28,6 миллиардов долларов и продолжало расти быстрыми темпами по мере того, как его империя расширялась благодаря дешевым кредитам.
Дерипаска также славился своими связями - он был женат на дочери крупного кремлевского чиновника ельцинских времен. При этом он сумел сохранить и преумножить свое богатство даже после того, как Ельцин передал власть Путину, что удалось далеко не всем тогдашним магнатам.
Однако после того, как кризис лишил его большей части состояния, загнав с оставшимися 3,5 миллиардами долларов на десятое место в списке, ему пришлось сблизиться с государством.
На долю 'РУСАЛа', крупнейшего в мире производителя алюминия, самым крупным акционером которого является Дерипаска, пришлась наибольшая доля спасательного пакета размером в 15 миллиардов долларов, с помощью которого правительство защищало российские производственные активы от претензий западных кредиторов.
Сейчас Дерипаска ведет трудные переговоры с западными банками о реструктуризации долгов 'РУСАЛа', составляющих 7,4 миллиарда долларов, а также тесно связанные с ними переговоры с кредиторами внутри страны.
Благодаря сделке по Opel, которой явно способствовал телефонный разговор американского президента Барака Обамы с канцлером Германии Ангелой Меркель (Angela Merkel), Дерипаска оказывается в необычной политической компании.
Ходили слухи, что именно он стоит за покупкой у GM бренда Hummer, ставшего в России символом грубого богатства, однако год назад он говорил, что Соединенные Штаты будут последним местом, куда он стал бы вкладывать деньги, так как правительство США долгое время отказывало ему в визе.
В отличие от многих других российских олигархов за ним не водится склонность к нарочитой демонстрации своего богатства.
'ГАЗ', в отличие от Magna и 'Сбербанка', не вносит денег и не получит по заключении сделки доли в активах GM.
Однако его участие в ней в качестве индустриального партнера может вызвать опасения в Европе, и особенно в Британии.
На спасение принадлежащего 'ГАЗу' автопроизводителя LDV в этом месяце ушло 5 миллионов фунтов из кармана британских налогоплательщиков. Эта помощь позволила 'ГАЗу' продать его малайской компании Weststar.
В прошлом году британский министр по делам бизнеса Питер Мандельсон (Peter Mandelson) за встречу с Дерипаской был обвинен в неэтичном поведении.
По мнению Сахновой, европейские связи Magna, собирающей на континенте 'мерседесы' и BMW, скорее всего, перевесят влияние Дерипаски.
'У него будет не слишком много веса', - считает она.
___________________________________________________________