Активистка социал-демократического и феминистского движений, социолог, автор множества книг и статей, Барбара Эренрайх (Barbara Ehrenreich) рассуждает о социализме. Капитализм больше не работает, считает она. Это выступление Эренрайх на форуме журнала the Nation и the Nation Institute 'Коллапс экономики и народный план спасения'. Среди других участников Форума - Джозеф Стиглиц (Joseph Stiglitz), Джефф Мэдрик (Jeff Madrick) и Билл Флетчер младший (Bill Fletcher Jr.). Смотрите ИноВидео
_____________________________________________________
'Обвал: Как жадность и коррупция сотрясли нашу финансовую систему, и что надо сделать для восстановления'. Катрина ванден Хувел (Katrina vanden Heuvel) совместно с издателями журнала the Nation.
БАРБАРА ЭРЕНРАЙХ (Barbara Ehrenreich): Для начала хочу сказать, что для меня большая честь быть здесь вместе с такими выдающимися людьми.
Я попытаюсь очень коротко поднять очень важные вопросы. Капитализм vs. социализм.
Начну с того, что отмечу один факт, который официально нигде не был упомянут. 2008 год, год глобального финансового обвала, был также годом 160-летия с момента опубликования "Манифеста коммунистической партии". Кто бы мог подумать, что капиталисты отметят это событие волной самоубийств!
Говорить о конце капитализма всегда глупо и стыдно. Капитализм - им надо восхищаться, он такой динамичный, такой гибкий и жизнеспособный, ты его толкаешь, а он возвращается, он просто замечательный. Вы же, наверное, знаете шутку про экономиста марксистского толка, который безошибочно предсказал одиннадцать из трех последних кризисов. Так что я буду осмотрительна с формулировками. Просто дело в том, что сейчас капитализм не работает! Просто больше не работает!
Именно поэтому сейчас вдруг заговорили о социализме. Вдруг неожиданно Обаму стали обвинять в том, что он социалист. При всем моем большом уважении к этому человеку, не желая оскорбить чьих-либо чувств, хочу сказать: Барак Обама - не социалист.
Я думаю, что на настоящий момент как минимум мы просто обязаны избавиться от этой странной религии, да, я называю это религией, религии, в тисках которой американцы пребывали долгие годы, - от рыночного фундаментализма! Рынок обожествляется! Он - божество, и он позаботится обо всем вместо нас, позаботится так, что в итоге все будет хорошо, рыночный фундаментализм говорит о том, что все будет хорошо. Все будет ОК.
Это стало предметом религиозной веры в этой стране, без очевидных свидетельств, разумеется. Этим замещалась самостоятельность, независимость, опора на собственные силы. Я думаю, что это породило что-то наподобие коллективной пассивности в нашей культуре. Нет необходимости беспокоиться о творимых несправедливостях, о широко распространенной нищете, потому что невидимая рука все сделает за нас, разгладит все неровности. Мне кажется очевидным, что альтернативой этому религиозному бреду является то, что человек сам должен определять свою собственную судьбу. Надо осознать, что никакой такой рынок не сделает это за нас.
По-моему, в этом и состоит идея социализма. Очень простая идея о том, что люди могут собраться и вместе найти решения проблемам. Вместе. Не надо ждать, что кто-то сделает это за нас. Именно поэтому социализм XIX века был так ощутимо вдохновляющ, именно это он нам и оставил. Но мы находимся в гораздо более сложной ситуации, чем были тогда они в середине XIX века. Я имею ввиду европейские рабочие движения. Они тогда полагали, что индустриальный капитализм был способен на великое, что он был способен уничтожить нужду в мире. Потому что он производил вещи. Единственное, что оставалось социалистам, - это сделать средства производства своей собственностью и распределить конечный продукт производства наилучшим образом, - так, чтобы всем хватило. Таков был социалистический проект.
Теперь, 160 лет спустя, мы больше не можем откидываться на спинку стула и аплодировать капитализму за то, что он производит бессчетное количество, избыток. Если мы взглянем на мир, нам станет очень грустно, мы поймем, что капитализм оставил нас ни с чем. У нас сейчас меньше, чем было, когда все начиналось. Во многих смыслах. Здесь имеется ввиду, к примеру, ущерб, нанесенный природе. Не только индустриальный капитализм, но и индустриальный коммунизм, истощил множество наших ресурсов. Опасность - на многих фронтах. Я не думаю, что это сумасшествие или паранойя сказать, что нашему виду, возможно, грозит вымирание. Ну и напоследок хочу сказать, что:
А впрочем, можно остановиться и на этом)
То есть, дело не просто в том, чтобы перераспределить собственность так, чтобы средствами производства владел так называемый 'народ'. Нет, необходимо переосмыслить саму идею производства и наш образ жизни в целом.
Дина Мингалиева, ИноСМИ
_________________________________________________________
Растлевающее влияние капитализма ("The Washington Times", США)
Не смерть капитализма, а рождение нового порядка ("The Guardian", Великобритания)