Израиль не намерен бомбить Иран, заявил в среду министр иностранных дел Израиля. До сих пор представители правительства Биньямина Нетаньяху (Benjamin Netanyahu) старались избегать столь откровенных высказываний на эту тему.
Выступая в конце своего трехдневного визита в Россию, министр иностранных дел Авигдор Либерман (Avigdor Lieberman) назвал ядерную программу Тегерана проблемой всего мира, а не только Израиля. По его словам, арабские соседи Ирана должны быть обеспокоены перспективой появления у него ядерного оружия не меньше, чем еврейское государство.
Тем не менее, заметил он, им не следует ожидать, что Израиль будет решать эту проблему за них.
Это можно понять как сигнал о смягчении жесткой позиции правительства Нетаньяху, тем более, что исходит он от Либермана - одного из главных ястребов в кабинете.
'Мы не собираемся бомбить Иран, и никто нашими руками свои проблемы решать не будет, - сказал Либерман журналистам. - У нас нет к этому необходимости. Израиль - сильная страна, мы способны себя защитить'.
'Но мировое сообщество должно понять, что вхождение Ирана в ядерный клуб вызовет целую гонку вооружений, сумасшедшую гонку неконвенционального оружия на всем Ближнем Востоке. Это уже угроза всему мировому порядку. Это вызов всему международному сообществу, - заявил он по-русски. - Но мы не хотим, чтобы нашими руками решали мировые проблемы'.
Нетаньяху неоднократно утверждал, что Ирану нельзя позволять разработать ядерное оружие. При этом он не исключал возможность применения против Тегерана силы.
По итогам недавней встречи в Вашингтоне с Бараком Обамой, Нетаньяху заявил, что они с президентом США сошлись на том, что Иран не должен получить ядерную бомбу, и переговоры не могут тянуться вечно.
Иран, президент которого не раз выражал ненависть к Израилю, продолжает утверждать, что его ядерная программа нужна ему только для того, чтобы обеспечивать электроснабжение. Однако Израиль, Соединенные Штаты и ряд других стран опасаются, что конечная цель программы - ядерное оружие.
По мнению Либермана, ближайшим соседям Ирана следует бояться ядерной бомбы в его руках больше, чем Израилю.
Либерман полагает, что происходящее, с очевидностью не является проблемой Израиля - это проблема всего Ближнего Востока, и больше всего волнует иранский атом как раз арабские страны.
'По-моему, те, кто больше всего волнуется или кого пугает иранская ядерная программа - это страны Эмиратов, Саудовская Аравия и все остальные, - заметил он. - Иран является вообще фактором нестабильности на Ближнем Востоке без всякой связи с Израилем'.
Либерман также заявил, что такие проблемы как иранская и северокорейская ядерные программы, или нестабильность в Пакистане, Афганистане и Сомали угрожают мировому порядку сильнее, чем израильско-палестинский конфликт. Подразумевалось, что США следует уделять больше внимания этим проблемам.
Тем временем, Обама начал свое первое ближневосточное турне в качестве президента.
В ходе своего первого визита в Россию, с тех пор как он - эмигрант из Советского Союза - возглавил израильский МИД, Либерман встретился с президентом Дмитрием Медведевым, премьер-министром Владимиром Путиным и министром иностранных дел Сергеем Лавровым.
Израиль хочет, чтобы Россия, обладающая тесными связями с Ираном, оказала давление на Тегеран по поводу ядерной программы. Однако визит Либермана ничуть не изменил иранскую политику России и не прекратил вызывающего недовольство Израиля сотрудничества Москвы с агрессивной группировкой 'ХАМАС'.
'Я не буду притворяться, что за один визит можно достичь полного взаимопонимания. Без сомнения, расхождения есть, - говорит Либерман. - Однако эти расхождения были очень четко обозначены, и мы будем продолжать наш диалог с Россией'.
_____________________________________________________________
Неминуемый мир ядерного Ирана ("World Politics Review", США)
Фантазия о двух государствах ("Haaretz", Израиль)