3 июня парламентская оппозиция вновь заблокировала выборы нового президента Республики Молдова. Это означает, что нас ждут досрочные парламентские выборы. Дата их проведения пока не названа: действующий парламент должен утвердить предложенную президентом страны кандидатуру премьер-министра молдавского правительства, на этот раз временного. Этой кандидатурой стала действующий глава кабмина Зинаида Гречаная. На следующем заседании парламента, которое состоится 10 июня, она должна представить состав своего кабинета и антикризисную программу. Президентом страны остается Владимир Воронин, который, согласно Конституции, будет занимать этот пост вплоть до избрания нового главы государства.
Интрига пленарного заседания 3 июня заключалась в том, что до самого конца голосования не было ясно, примет оппозиция участие в выборах главы государства или нет. Накануне лидеры либерал-демократов и просто либералов подтвердили журналистам свою позицию отказа от участия в голосовании за предложенные коммунистами кандидатуры. А вот Серафим Урекян, заявивший 28 мая, что каждый член возглавляемой им фракции альянса "Наша Молдова" будет поступать по совести, оставил представителей СМИ в недоумении. "По совести" - это как? Проголосовать, чтобы снять напряжение в обществе и поставить точку в затянувшихся политических играх, или, наоборот, не голосовать, чтобы вместе с коллегами-либералами спровоцировать новые парламентские выборы.? К тому же, поездка Урекяна в Москву накануне дня Икс 3 июня, ввела народ в заблуждение: а вдруг?
Но "вдруг" не произошло, хотя его многие ждали. Даже специальная комиссия во главе с Валерием Саввой, которая занималась организацией процедуры и подсчетом голосов депутатов, оставалась на местах еще около 40 минут после того, как в урну для голосования был опущен последний бюллетень. Никто из оппозиционных депутатов в холл, где все это происходило, так и не вышел.
Досрочные парламентские выборы перешли, таким образом, из сферы возможностей в реальную жизнь. Оппозиция торжествует победу. Хотя единственным плюсом тут является победа над собой: столь долгосрочный консенсус среди политических формирований - не такое частое явление в молдавской политике. Только вот что дальше?
У коммунистов есть опыт во власти, следовательно, они четко представляют себе программу действий по управлению страной и знают, какие подводные камни могут встретиться на пути. У оппонентов ПКРМ такой единой стратегии нет. И быть не может: во-первых, оппозиционные политформирования слишком разнородны, несмотря на то, что программы многих из них как под копирку писаны. Во-вторых, они разобщены, и многочисленные их попытки сплотиться заканчиваются, как правило, неудачей, если не на пути к цели, то сразу же по ее достижении. Достаточно вспомнить блок "Демократическая Молдова", рассыпавшийся, как карточный домик, в течение первых же месяцев работы прошлого парламента в 2005 году. Да и ход последней избирательной кампании показывает, что до того монолита, который есть в коммунистических рядах, далеко и либералам, и демократам. И если гипотетически представить себе, что три партии, спровоцировавшие досрочные выборы в парламент, все же приходят к власти, то уже дележка портфелей станет тем камнем, который разобьет их сегодняшнее единство. А ведь распределение должностей - это только начало большого четырехгодичного пути, на котором нужно вытащить страну из кризиса и дать ей хотя бы толчок к последующему развитию. Соблюдение политических прав и свобод человека (конек и козырь в предвыборной борьбе либералов) это, конечно, точно такая же значимая составляющая жизни, как хлеб насущный. Но не уверена, что до хлеба когда-нибудь дойдут руки.
Премьер-министр Зинаида Гречаная, ставшая, кстати, жертвой политических игр (можно только представить, какие чувства она испытывает), комментируя ситуацию для прессы, сказала: "Последствия очень тяжелые. Прежде всего, мы все понимаем, что стабильность и экономическое развитие зависят от политической стабильности. Кто из наших партнеров пожелает с нами разговаривать в этот период политического кризиса, неопределенности, когда у нас не будет парламента, который должен принимать решения, связанные с предоставлением или использованием публичных средств, получением внешних кредитов?"
Не только я, но и многие из тех, с кем я говорила, испытывают сейчас двойственные чувства. С одной стороны, новых выборов очень не хочется. Дело не только в деньгах, которые пойдут на их организацию и проведение (хотя и это не трешка из кошелька), но и в том, что все мы очень устали морально от той грязи и неопределенности, что связана с избирательной кампанией. С другой стороны - возможно, новые выборы изменят не только расстановку сил в парламенте, на что надеется каждая из сторон, но и состав оппозиции. Ведь тот состав, которые мы наблюдали последние два месяца, не смог бы достичь консенсуса абсолютно ни по каким вопросам, это было ясно, как день божий.
Огромным минусом, кроме всего прочего, является то, что затянувшаяся политическая междоусобица вызывает раскол в обществе - на политической и на национальной почве. Пока что нешуточные страсти бушуют только на просторах молднета, но неровен час выльются на улицы. В ситуации экономического кризиса все кидаются на поиски виноватых, ими могут быть и ближайшие соседи.
Вот цена одного решения. До конца июля - предполагаемой даты выборов - она может и подрасти.
________________
Правительство удержит ситуацию под контролем ("Независимая Молдова", Молдавия)
l Воронин не смог уйти достойно ("MoldovaNova", Молдавия)