БЕРЛИН. Польское правительство борется за сохранение производственных мощностей компании Opel в Польше. С этой целью сегодня в Санкт-Петербурге, в рамках Российского экономического форума, министр экономики Вальдемар Павляк (Waldemar Pawlak) хочет получить у главы контролируемого государством "Сбербанка" Германа Грефа согласие на сохранение трех существующих заводов Opel в Польше. "Сбербанк", совместно с канадским производителем автокомплектующих Magna и российским автопроизводителем "ГАЗ", стал совладельцем Opel. При этом в российских и немецких правительственных кругах, а также в компаниях, участвующих в сделке, говорили о том, что ни "ГАЗ", ни "Сбербанк" не были заинтересованы в покупке акций Opel, но приняли участие в этой операции под нажимом премьер-министра Владимира Путина.
В Польше также рассматривают Россию как основную движущую силу сделки между компаниями Opel и Magna. Наряду со сборочным предприятием в Гливице, у General Motors (GM) в Польше есть еще два моторных завода (в том числе, совместное предприятие GM и Fiat и фабрика дизельных двигателей GM/Isuzu), работающих на Opel. По данным GM В прошлом году в Польше с конвейера сошло 171 523 автомобиля марки Opel, в основном это были модели семейного автомобиля Zafira.
Перед поездкой министра экономики Павляка в Россию в Варшаве разгорелся бурный политический спор о будущем производства Opel в Польше. Национал-консерваторы президента Леха Качиньского (Lech Kaczynski) обвинили премьер-министра Дональда Туска (Donald Tusk) в том, что он, будучи главой правительства страны, в которой находятся заводы Opel, ничего не делает для того, чтобы заводы не закрылись. Сразу после принятия решения о покупке Opel Туск заявил: "Не надо паники". Однако в Варшаве считают, что главной движущей силой в осуществлении этой сделки были не GM или Magna, а российские инвесторы. Ранее польские СМИ критиковали операцию по объединению Magna и Opel, называя ее "экспансией России, осуществляемой на деньги немецкого государства".
Поэтому растут опасения по поводу того, что польские трудящиеся, зарплаты которых и так примерно на две трети ниже, чем у их немецких коллег, в результате перебазирования производственных мощностей в Россию, где платят еще меньше, могут лишиться своих рабочих мест. К тому же, есть опасения, что будет пересмотрено недавно принятое решение о том, что четвертое поколение Opel Astra будет собираться на построенном в 1998 году заводе в Гливице, и что эти автомобили будут собирать в Германии.
По сообщению GM Polska, работу предприятия в Гливице на сегодняшний день "никак не назовешь нормальной": оно работает то целый день, то только полдня", - сказал один из ее представителей. Руководство завода уже делало запрос в правительство о возможности введения облегченной процедуры увольнений. В других восточноевропейских странах - таких как Венгрия, где находится завод Opel, специализирующийся на выпуске коробок передач - тоже растет обеспокоенность по поводу возможного сокращения рабочих мест в пользу заводов, расположенных в Германии.
____________________________________________________________
План компании Magna для Opel зиждется на возможности восстановления экономики России ("The Wall Street Journal", США)
Последствия от сделки c Opel кругами расходятся по всей Европе ("The New York Times", США)
Германия идет на углубление связей с Россией, продавая Opel компании Magna ("Bloomberg", США)