Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Кризис наносит тяжелый удар по инфраструктурным проектам в России

Кризис наносит тяжелый удар по инфраструктурным проектам в России picture
Кризис наносит тяжелый удар по инфраструктурным проектам в России picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В России была десятилетняя программа восстановления инфраструктуры стоимостью в несколько триллионов долларов, несколько отдающая сталинизмом. Предполагалось починить разбитые дороги, мосты, морские и воздушные порты, но мировой финансовый кризис пошатнул эти планы. Многие инфраструктурные проекты отложены или свернуты из-за недостаточного финансирования со стороны внутренних и международных рынков капитала. Разрекламированная Кремлем программа частно-государственного партнерства пока не выполняется, а банкиры, специально нанятые по поводу предвидевшегося инвестиционного бума, последние полгода ничего не делают и только разводят руками.

В России была десятилетняя программа восстановления инфраструктуры стоимостью в несколько триллионов долларов, несколько отдающая сталинизмом. Предполагалось починить разбитые дороги, мосты, морские и воздушные порты, но мировой финансовый кризис пошатнул эти планы. Многие инфраструктурные проекты отложены или свернуты из-за недостаточного финансирования со стороны внутренних и международных рынков капитала. Разрекламированная Кремлем программа частно-государственного партнерства пока не выполняется, а банкиры, специально нанятые по поводу предвидевшегося инвестиционного бума, последние полгода ничего не делают и только разводят руками.

В ноябре прошлого года, когда кризис только начинался, представители высшего финансового руководства страны встретились с вице-премьером Сергеем Ивановым, где им было сказано, что финансирование инфраструктурных проектов на 2009 год сокращается на 30 процентов. В результате девальвации рубля и сокращения федеральных доходов из-за снижения цен на сырье, как предполагается, бюджетные расходы на инфраструктуру сократятся еще на столько же.

Сейчас правительство отдает приоритет отдельным проектам в Санкт-Петербурге, Москве и Сочи (в связи с зимней Олимпиадой), пренебрегая всем прочим вплоть до улучшения инвестиционного климата с точки зрения иностранного и частного капитала. Председатель совета директоров Deutsche Bank Russia Йерг Бонгарц (Joerg Bongartz) считает, что правительство занимается ими, чтобы скрыть признаки спада через наиболее 'показательные' проекты.

'В России с самого начала кризиса жизнь вносит свои коррективы в планы расходов на инфраструктуру', - сказал мне Бонгарц во время интервью. - 'Предполагалось, что будет довольно много иностранного капитала для ряда крупных инфраструктурных проектов по программе частно-государственного партнерства, но похоже, что если правительству они действительно нужны, то значительную часть финансирования, включая покрытие рисков в связи с колебаниями курсов валют, им придется взять на себя самим'.

По словам Бонгарца, Deutsche Bank все еще надеется поучаствовать в инфраструктурных проектах с помощью коллектива специалистов по финансам, отдела управлением инфраструктурой и недвижимостью Rreef and DB Partners и совместного предприятия с австрийской строительной фирмой Strabag.

Самолеты, поезда, автомобили

Муниципальное управление Санкт-Петербурга распространило заявление, гласящее, что выплата 13 миллиардов долларов по инфраструктурным проектам, привлекшим внимание ряда международных компаний (Alstom, Siemens, 'Базовый элемент' Олега Дерипаски), задерживается из-за кредитного кризиса, затруднившего работу большинства частных инвесторов. Среди проектов, которые предполагается временно заморозить, - автодорога 'Западный скоростной диаметр' стоимостью в 10 миллиардов доллаорв, Орловский туннель под Невой и модернизация аэропорта 'Пулково' (миллиард долларов). Строительство туннеля и скоростное железнодорожное сообщение между городом и аэропортом, вероятно, будут отложены на неопределенный срок.

Дорога ЗСД - объездная дорога Петербурга - должна была стать пилотным среди крупных проектов частно-государственного партнерства, но консорциум олигарха Олега Дерипаски и фирмы Strabag, выигравший тендер, пока не подписал концессионный контракт, условия которого определят ход работ над проектом. Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко заявила в апреле, что часть проектов автодорожной инфраструктуры города будет проведена за счет федерального бюджета, без участия частных инвесторов. Правительство между тем выделяет на ЗСД 617 миллионов долларов, а городские власти держат слово и добавляют еще 198 миллионов.

Решение по консорциуму-победителю на тендере на модернизацию аэропорта откладывается до 25 июня. 21 мая городские власти подсократили число соискателей на тендере на модернизацию 'Пулково' до трех: 'Базовый элемент' Дерипаски, Flughaven Wien в партнерстве с Leader и немецкий Fraport в тандеме с государственным банком ВТБ. Не дошли до 'шорт-листа': Macquarie Renaissance (совместное предприятие инвестиционных банков Macquarie и Renaissance Capital, созданное для инвестиций в инфраструктуру на территории России и СНГ), немецкий Hochtief в партнерстве с магнатом нефтяным и горнорудным магнатом Виктором Вексельбергом, индийский GMR и турецкий TAV Airports.

Представитель группы Renaissance Capital в Москве отказался предоставить комментарии по поводу 'конкретных сделок', однако сообщил, что количество и качество потенциальных сделок увеличивается, а промышленные объединения теперь избегают непрофильных инвестиций, в частности, инвестиций в инфраструктуру. Из запланированных полутора миллиардов долларов Macquarie Renaissance первую половину собрало в прошлом году, в основном - от транснациональных организаций из России и СНГ (Внешэкономбанк, Казахстанский банк государственного развития, Евроазиатский банк развития).

Внешэкономбанк, правительственный орган, отвечающий за расходы на инфраструктуру, отверг все просьбы об интервью, но глава банка Владимир Дмитриев недавно написал на сайте, что международные агентства, в частности, International Finance Corporation и European Bank for Reconstruction and Development (EBRD), выразили интерес в участии в фонде Macquarie Renaissance.

По словам Дмитриева, вскоре собранные средства будут направлены на осуществление инфраструктурных проектов в странах СНГ, а Внешэкономбанк, Казахстанский банк государственного развития и Евроазиатский банк развития предоставят дополнительные кредиты.

'И мы абсолютно уверены, что как только [фонд Macquarie Renaissance] начнет функционировать, мы обеспечим участие в нем ряда частных и государственных инвесторов, в том числе ближневосточных', - пишет Дмитриев в заявлении, опубликованном на сайте Внешэкономбанка.

По сообщению из Renaissance Capital, средства продолжают поступать, и довольно стабильно, но конкретных цифр предоставлено не было. Между тем Российский инвестиционный банк, тоже испытывающий трудности финансового характера, настаивает на том, что частное инвестирование тоже должно играть определенную роль в приоритетных проектах, которые не следует всецело отдавать в руки государства.

'Процесс частного инвестирования параллельно с государственным будет носить эволюционный характер', - пояснил представитель Renaissance Capital. - 'Инвестиционный фонд Macquarie Renaissanc, например, - это первый фонд, основанный специально для инфраструктурного инвестирования на территории России и СНГ. И, как бывает на всех прочих рынках, интерес со стороны инвесторов возникнет, как только появятся возможности для инвестирования'.

Совершенно точно можно быть уверенным в одной локации: черноморском курорте Сочи, где в 2014 году будут проводиться зимние Олимпийские игры.

'Сочи - это для правительства одна из приоритетных зон, так как с Олимпиадой связаны вопросы международной репутации', - поясняет Бонгарц из Deutsche Bank. - 'Здесь должен быть достигнут успех. Здесь должен быть четкий график, так как даты проведения Олимпиады установлены заранее. И здесь множество зарубежных компаний заинтересовано в инвестировании, так как они хотели бы принять участие в обеспечении предоставления услуг и строительных работах'.

_________________________________________________________

Молчание официальных лиц по поводу кризиса сменилось шквалом заявлений ("The Moscow Times", Россия)

При первых признаках стабилизации Россия снижает процентные ставки, стимулируя рост ("Bloomberg", США)

Обсудить публикацию на форуме