Российский президент Дмитрий Медведев заявил, что переход в государственную собственность предприятий из наиболее пострадавших секторов экономики представляет собой лишь временную меру: эти слова внушили уверенность частным инвесторам. Но вряд ли российское государство упустит представившийся наконец шанс взять под контроль 'Норильский никель' - крупнейшую в мире корпорацию по добыче этого металла, и, возможно, объединить его с РУСАлом, - третьей по величине алюминиевой компанией мира - чтобы создать 'национального чемпиона' в горнодобывающем и металлургическом секторе, отметил Крис Уифер (Chris Weafer), отвечающий за стратегическое планирование в московском инвестиционном банке 'Уралсиб', в интервью, которое он дал New Europe по телефону 6 июня. Уифер комментировал состоявшееся днем раньше выступление Медведева на открытии Петербургского международного форума; его еще называют 'русским Давосом'.
'Они уже восемь лет пытаются найти способ, чтобы получить контроль над 'Норильским никелем', и по нашему мнению эта компания станет исключением из правила, - полагает Уифер. - Они воспользуются нынешним кризисом, чтобы взять 'Норильский никель' под контроль и превратить его в национального чемпиона в горнодобывающей и металлургической отрасли, возможно объединив его с РУСАЛом, принадлежащим (миллиардеру Олегу) Дерипаске, и, не исключено, даже с 'Металинвестом''.
В то самое время, когда Медведев произносил свою речь, российский премьер-министр Владимир Путин вызвал Дерипаску в расположенный недалеко от Петербурга городок Пикалево, и устроил ему выволочку за невыплату зарплат рабочим находящегося там цементного завода, принадлежащего миллиардеру - люди не получали денег с марта нынешнего года.
Дерипаска контролирует РУСАЛ, которому принадлежит 25% акций 'Норильского никеля'. В октябре РУСАЛ взял кредит у государственного банка ВЭБ, чтобы расплатиться по другим своим долгам, предоставив в качестве обеспечения свою долю в 'Норильском никеле'. 'Очевидно, Дерипаске было сделано предложение. Мы считаем, что русаловские акции 'Норникеля' уже переданы ВЭБу - Банку развития и внешнеэкономической деятельности - в рамках соглашения о финансовой помощи РУСАЛу, так что 25% акций 'Норникеля' уже лежат в кармане у государства, и на наш взгляд, оно предложило Дерипаске 'отдать' РУСАЛ', - отметил главный стратег 'Уралсиба'.
'В данный момент он явно пытается найти альтернативные источники финансирования в лице международных банков и заявляет, что не хочет просить государство о финансовой помощи - но я думаю, что скорее он не хочет финансовой помощи государства на предложенных условиях, - поясняет Уифер. - А счетчик уже тикает. Он изо всех сил пытается найти альтернативные источники для помощи РУСАЛу, но если это ему не удастся, - а пока похоже, что денег он не найдет - то в конце концов Дерипаска вынужден будет согласиться на любые условия государства, и тогда мы увидим объединение 'Норильска' с РУСАЛом под государственным контролем'.
'Речь идет о том, чтобы довести дело до конца. Они уже восемь лет пытаются создать национального чемпиона в металлургической и горнодобывающей отрасли, - продолжает Уифер, добавляя: такие 'чемпионы' уже есть в газовой отрасли в лице 'Газпрома', в нефтедобыче в лице 'Роснефти' и банковском секторе в лице 'Сбербанка'. - Таким образом, металлургия - это недостающее звено в цепи или недостающий элемент в 'портфеле' активов, которые они хотят контролировать'.
В то же время, по мнению Уифера, в отношении всех других российских компаний, нуждающихся в государственной помощи, в том числе сталелитейных и угледобывающих предприятий, речь пойдет лишь о временных инвестициях. Их активы будут находиться в другом 'портфеле' - возможно, на попечении Банка развития - с целью их дальнейшей продажи, когда конъюнктура станет более благоприятной.
Медведев всегда был против усиления роли государства в экономике. Еще до того, как стать президентом, он говорил, что государство уже играет в экономике слишком большую роль, и если ее не сократить, в будущем это может привести к кризису. Аналогичное мнение он высказал и на Петербургском форуме 5 июня. 'Думаю, он добивается следующего: в правительстве идут активные дискуссии относительно оказания помощи частным компаниям в рамках антикризисных мер, и там несомненно есть 'государственники', которые призывают увеличить долю государственной собственности, а по сути говорят о том, что у властей появилась возможность вернуть активы, распроданные по бросовым ценам в 1990-е, - поясняет Уифер, добавляя, что сторонники этой точки зрения выступают за пересмотр итогов приватизации. - Однако Медведев и такие деятели, как Путин - представляющие скорее либеральное крыло власти - этого не хотят'.
В России существует две категории активов. К первой относятся предприятия, имеющие, по мнению государства, стратегическое значение с точки зрения национальных интересов. От владения или контроля над ними государство отказываться не намерено - к таким активам относятся 'жемчужины российской короны' 'Газпром' и 'Роснефть'. Междведев, однако, говорил о другой категории компаний, нуждающихся в помощи властей - о тех фирмах, где государство не намерено увеличивать свою долю.
'Новые правила игры таковы: государство сохранит за собой контрольные пакеты наиболее важных компаний, таких как 'Газпром', 'Роснефть', 'Сбербанк' и другие крупные фирмы', - отмечает Уифер. Кроме того, главный стратег 'Уралсиба' прогнозирует дальнейшую консолидацию активов в нефтегазовом секторе: 'Мы ожидаем, что 'Газпромнефть' объединится с ТНК-BP. Она сейчас приобретает Sibir Energy, затем осуществит слияние с ТНК-BP и возможно даже с 'Роснефтью', поскольку здесь также есть намерение довести дело до конца'.
___________________________________________________________
По дороге к Опелю Россия подобрала попутчика - Олега Дерипаску ("Reuters", Великобритания)
Судить о Путине пока еще слишком рано ("The Moscow Times", Россия)
На фоне разорения заводов и фабрик Россию охватывают протесты против Путина ("The Guardian", Великобритания)