Санкт-Петербург, Россия. На главном форуме для иностранных инвесторов в этом году доминировал один человек, который там даже не появлялся - премьер-министр Владимир Путин.
Президент Дмитрий Медведев выступил на международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге с основным докладом, который в связи с отсутствием в нем чего-то нового ничем не запомнился его участникам, кроме кратковременных неполадок с микрофоном.
Вместо этого инвесторы говорили о том, как влиятельный патрон Медведева Владимир Путин за день до форума неожиданно приехал в пострадавший от кризиса город в 270 километрах от Санкт-Петербурга, чтобы посетить голодных и не получающих зарплату рабочих и публично унизить в телеэфире известного олигарха, не сумевшего этим людям помочь.
Путин играл роль "человека действия", что нравится российской публике. Он заслужил аплодисменты и одобрительные возгласы у рабочих из города Пикалево Ленинградской области за то, что пообещал возобновить работу на их предприятиях.
Он сравнил владельцев трех заводов, в том числе, когда-то самого богатого в России человека Олега Дерипаску, с тараканами, и обвинил их в алчности. Затем он бросил на стол ручку и приказал Дерипаске подойти и подписать соглашение о поставках сырья на завод.
Медведев, тем временем, повторил на форуме те предложения, с которыми он выступал в прошлом году: об использовании рубля в качестве резервной валюты и о превращении Москвы в международный финансовый центр. К этому он добавил пожелание о развитии среднего класса в России и привел сравнение из истории по поводу масштабности коррупции в 18-м веке.
"Это была очень откровенная демонстрация того, кто в России главный, - заявил впоследствии один высокопоставленный дипломат, - Медведев витает в облаках, а Путин руководит шоу".
В России, где существует весьма необычная политическая конфигурация власти, в рамках которой Медведев и Путин руководят страной в так называемом "тандеме", обозреватели очень пристально следят за появлением сигналов о том, в каком направлении идет политика, и кто из политических руководителей получает наибольшую известность.
Путин на форуме не присутствовал.
Официальное объяснение заключалось в том, что это мероприятие президента, а не премьер-министра. Однако один из главных помощников Путина заместитель премьер-министра Игорь Сечин занимал на форуме главное положение после Медведева.
РЕФОРМА НЕФТЯНЫХ РЫНКОВ
Сечин, которого иностранные послы часто называют лидером фракции сторонников жесткой линии во власти, поскольку она поддерживает государственное вмешательство и выступает с позиций национализма, выступил перед участниками дискуссии из числа руководителей крупных нефтяных компаний. Он заявил о необходимости реформирования глобальных нефтяных рынков.
"Сечин сорвал аплодисменты, украв их у Медведева, и я не удивлюсь, если это Путин послал его на форум", - заявил один западный аналитик.
В прошлом году звездой форума от российского правительства был первый заместитель премьер-министра Игорь Шувалов, который пообещал иностранным инвесторам, что Москва будет соблюдать права собственности и снизит долю государственного участия в экономике.
На сей раз Шувалов не выступал с крупными презентациями, а лишь возглавил одну не самую важную дискуссию. "Шувалов в прошлом году дал много обещаний инвесторам, - заявил один источник из правительства, - он знал, что если в этом году выйдет на трибуну, то участники форума станут его спрашивать, что произошло".
Россия существенно подпортила свою репутацию в глазах зарубежных инвесторов, и в связи с этим ее фондовый рынок получает оценки существенно ниже, чем рынки ценных бумаг Китая, Индии и Бразилии.
Репутационные провалы начались летом прошлого года, когда правительство подвергло нападкам горнодобывающую компанию "Мечел" и стало преследовать нефтяную фирму ТНК-BP. Ситуация ухудшилась после войны России с Грузией, а самой низшей точки достигла, когда российский фондовый рынок опустился на 80 с лишним процентов со своего пикового значения. После этого он, правда, частично отвоевал свои позиции на волне роста нефтяных цен.
Хотя бизнесмены опасаются 48-летнего Сечина, называя его "ястребом" и "государственником", этот человек постарался в Санкт-Петербурге выглядеть дружелюбно по отношению к западному бизнесу.
Похоже, это делается в рамках более масштабных усилий по полировке его имиджа и репутации, которые начались с того момента, как Сечин в прошлом году вышел из тени кремлевской администрации, чтобы стать самым влиятельным заместителем Путина в его правительстве.
Сечин определенно амбициозен, и кое-кто называет его возможной будущей кандидатурой на пост премьер-министра. Сейчас он пытается стряхнуть с себя репутацию члена российского клана "силовиков" (это бывшие офицеры вооруженных сил и спецслужб).
Отвечая на вопрос Reuters о том, какое послание он хочет направить иностранным инвесторам, Сечин заявил: "Мы их любим, уважаем, и мы готовы сотрудничать с ними". Он посоветовал инвесторам "быть к нам поближе".
Когда Сечина спросили по поводу опасений инвесторов, что роль государства в экономике будет усиливаться, он сказал: "В России? Вы же знаете, что она усиливается во всем мире. И сейчас люди говорят, что (Джон Мейнард) Кейнс лучше, чем (Милтон) Фридман" (Джон Мейнард Кейнс - английский экономист, доказывал несостоятельность концепции саморегулирующейся экономики. Милтон Фридман - сторонник классического либерализма в экономике - прим. перев.).
Тем не менее, хотя Сечин на нынешнем форуме играл ведущую скрипку, опыт прошлых лет говорит о том, что ему надо быть осторожнее.
Звезда Петербургского экономического форума 2008 года Шувалов заметил, какое негативное влияние на его репутацию оказал кризис. А Сергей Иванов, притягивавший к себе все внимание в 2007 году, поскольку тогда его считали основным кандидатом на президентский пост, сегодня считается человеком вчерашнего дня.
При участии Гая Фолконбриджа (Guy Faulconbridgе) и Дениса Демкина; редактор - Чарльз Дик (Charles Dick).
___________________________________________________________
Кто был и кого не было на экономическом форуме в Петербурге ("Voice of America News", США)
Медведев говорит руководителям бизнеса, что подъем в России должен начаться неожиданно быстро ("Bloomberg", США)