В Москве недавно начался уголовный процесс по делу в отношении организаторов выставки "Запретное искусство 2006" Андрея Ерофеева и Юрия Самодурова. Процесс обещает стать историческим. Здание Таганского суда, где должны быть заслушаны показания свидетелей обвинения, охраняется автобусом ОМОНа в камуфляжной форме. Обвиняемый Ерофеев фотографирует омоновцев на цифровую камеру, а они дружелюбно, но настойчиво просят его стереть сделанные снимки. Ерофеев, который из-за своего пристрастия к провокационному искусству был прошлым летом уволен с поста заведующего отделом новейших течений Третьяковской галереи, уверен в том, что проиграет процесс. В пользу этого говорит уже тот факт, что другой обвиняемый по этому делу, Юрий Самодуров, уже был приговорен к денежному штрафу за то, что, будучи директором Сахаровского центра, демонстрировал образцы современного искусства, которые обыгрывали религиозные символы. Теперь ставки, кажется, выросли.
Небольшой зал суда похож на репетиционную арену цирка. Шесть великанов с детскими лицами в пуленепробиваемых жилетах и черной форме элитного подразделения спецназа, командир которых широкими шагами ходит взад и вперед по комнате, следят за тем, чтобы публика сидела смирно и выключала свои мобильные телефоны. Клетка для хищников со скамьей для подсудимых сегодня пустует. Ерофеев, Самодуров и их адвокаты протискиваются в угол рядом с ней. Перед началом слушаний и во время технических перерывов помощница судьи приходит мило поболтать с вооруженными богатырями. За режиссуру отвечают прокуроры, чьи одутловатые лица ровным счетом ничего не выражают. Поскольку все свидетели обвинения, а их более сотни, являются религиозными фанатиками и противниками современного искусства, защита ходатайствует о приглашении в качестве свидетелей известных правозащитников. К тому же, адвокат ходатайствует о проведении повторной экспертизы с привлечением специалиста-искусствоведа, поскольку экспертизу, в результате которой было дано заключение о том, что оклад иконы с силуэтом Богородицы, заполненным черной икрой, и иллюстрация к Библии, на которой Христос изображен с головой Микки-Мауса, являются циничным оскорблением христианских ценностей, проводила специалист по истории. Мужчины в погонах со звездочками тихим голосом заявляют о нецелесообразности этого шага. Судья, которая, подобно испытавшей много лишений матери семейства, восседает на своем кресле, наблюдая за происходящим, отклонила оба ходатайства.
Свидетелем выступает постоянно подмигивающий человек, одетый в черное. Это Владимир Сергеев, член ультраправой ассоциации правозащитных организаций "Народная защита". Сам Сергеев выставки, на которой Христос изображался на рекламе "Макдональдса" и где была представлена сцена совокупления офицера и призывника, не видел. Он попросил жену сделать фотографии выставки, а вскоре после этого она скончалась, и виной тому - эти экспонаты, считает вдовец. С течением времени его боль по поводу оскорбления христианских символов только усиливается, признается свидетель. Прокурор спрашивает, вызвали ли эти художественные работы у него ненависть. Да, к кураторам выставки и художникам, чьи имена по звучанию похожи на еврейские и армянские, отвечает Сергеев. При этих словах рот работника юстиции растянулся в кривой усмешке и задергался правый глаз. Эта формулировка, как констатирует защита, заявляя свой протест, - прямая цитата из текста обвинения.
19 июня состоится следующее судебное заседание по этому делу. Борцы за неприкосновенность православной символики, которых поочередно будет заслушивать суд, в большинстве своем были ультранационалистами, пока не стали верующими, говорят представители правозащитного центра "Сова". Государство и Церковь негласно поощряют патриотические инициативы праворадикальных групп, ряды которых в условиях кризиса растут угрожающими темпами. Андрей Ерофеев, который на время процесса не имеет права выезжать из Москвы, на днях открывает выставку, посвященную литературоцентричности российского искусства последних пятидесяти лет.