От финансового кризиса пострадали все страны, но наиболее уязвимыми оказались относительно небольшие экономики, не входящие в валютный союз. Исландия в прошлом октябре практически обанкротилась, сейчас в угрожающе схожем с ней положении находится Латвия, и это ставит членов Европейского Союза перед определенной дилеммой.
Следует ли им выручить Латвию, то есть, фактически, неофициально выступить гарантом долгов и для остальных стран? Бездействие может обойтись дорого - слишком велик будет сопутствующий ущерб экономике и банковской системе региона. Однако помощь не должна приводить к усилению фискального федерализма. Напротив, в интересах европейских налогоплательщиков, чтобы она была связана с исправлением внутренней политики Латвии.
Спасение Прибалтики повлечет за собой ряд последствий - как конституционных, так и экономических. Евросоюз состоит из независимых суверенных государств. Страны, вступившие в Еврозону, отказались от суверенитета только в одной области - в области валютной политики, сохранив при этом за собой право контроля над финансами. Такой подход содержит в себе неразрешенное противоречие. Стабилизировать финансовый кризис в Европе необходимо. Однако предварительно следует разрешить три ключевых вопроса: как достичь согласия между европейскими странами; как заставить Латвию провести реформы; и как добиться согласия избирателей на эти меры. Особенно важен здесь фактор Германии, давно выступающей против идеи бюджетных субсидий для стран со слабым бюджетом.
Главная проблема латвийской экономики одновременно лежит в основе и всего финансового кризиса в целом: слишком много долгов. В годы экономического бума Латвия и страны Центральной Европы переживали быстрый рост, в основе которого лежали огромные займы, полученные от западных банков. Эта кредитная экспансия подогревала внутренний спрос и надувала пузырь цен на недвижимость. Стремительно росла инфляция, увеличивался дефицит текущего счета.
В итоге Латвию ждала болезненная экономическая отдача. На этой неделе ее правительство начало 10-процентное сокращение расходов на фоне колоссальной рецессии (как ожидается, латвийская экономика сократится в этом году на 18 процентов). В прошлом декабре Латвия получила от Международного валютного фонда и ЕС кредит размером в 7,5 миллиардов евро. Сейчас она пытается как можно скорее сократить расходы, чтобы получить новый транш. В противном случае, ее, вероятно, ждет дефолт, сравнимый с исландским. После этого зараза распространится на другие европейские страны и на банки (в первую очередь шведские), активно предоставлявшие им кредиты.
В развитых индустриальных экономиках кризис сдерживается благодаря резкому смягчению кредитной и бюджетной политики и рекапитализации банков. Коллапс центральноевропейских экономик может опять нанести удар по финансовой системе континента. Именно поэтому для европейского бизнеса и потребителей так важно стабилизировать кризис. И действовать следует незамедлительно, именно для того, чтобы избежать возникновения огромной федеральной европейской системы взаимной поддержки правительственного расточительства.
Экономике Латвии придется тяжело. Политики и западные банки должны признать необходимость девальвации латвийской валюты, сейчас привязанной к евро. В противном случае нас может ждать полномасштабное повторение европейского валютно-курсового кризиса 1992 года, только без последующего восстановления экономики, зато с опасной централизацией власти в Европе.
___________________________________________________________
Как выходить из кризиса Восточной Европе? ("Geopolitika", Литва)
Нарастает беспокойство: проблемы Латвии могут быть заразными ("The Wall Street Journal", США)