В следующий понедельник откроется и продлится семь дней 48-й Авиакосмический салон в Ле-Бурже, главное место встречи профессионалов в этой области, который впервые прошел ровно сто лет назад. Атмосфера будет омрачена экономическим кризисом. Конечно, организаторы ожидают, что число участников в этом году будет столь же велико, как и в 2007: 150 тысяч профессионалов и 200 тысяч посетителей. Все выставочные площади были зарезервированы: число стендов даже увеличилось, достигнув рекордной отметки в 2 000. И никогда еще в Салоне не участвовало столько малых и средних предприятий: в этом году их будет 1 500. Наконец, прекрасные самолеты - как современные, так и старые - ежедневно будут участвовать в красочных шоу в рамках демонстрационных полетов.
Однако кризис не дает забыть о себе. 'Он затронул и авиационный транспорт: в этом году впервые с 2001 года будет зафиксировано снижение объемов как пассажирских, так и грузовых перевозок', - заявил в понедельник Шарль Эдельстенн (Charles Edelstenne), председатель Ассоциации авиационной и космической промышленности Франции (Gifas), на презентации Салона 'Ле-Бурже-2009'.
Две авиакомпании отказались от участия в 'Ле-Бурже': это Cessna и Gulfstream. В целом, все крупные предприятия сократили свои выставочные бюджеты и занимают меньшие выставочные площади, отмечает Gifas.
Не стоит ожидать и традиционных сражений за заказы. В 2007 году Airbus и Boeing набрали заказов на 105 миллиардов долларов, из которых 89 миллиардов (стоимость строительства 688 самолетов) пришлось на европейскую авиастроительную компанию. В 2009 году цифры будут намного скромнее, несмотря на то, что будет подписано несколько крупных контрактов, в частности, с Qatar Airways.
В этом году будет представлено мало новинок. Что касается военного авиастроения, то истребитель Raptor фирмы Lockheed на салоне демонстрироваться не будет.
Возвращение русских
Россия впервые представит гражданский ближнемагистральный транспортный самолет SuperJet 100, созданный совместно с европейскими производителями, в частности, с Finmeccanica, Safran и Thales. Самолет, разработанный компанией 'Гражданские самолеты Сухого', знаменует возвращение России в сферу коммерческого гражданского самолетостроения. В предыдущие годы приоритет был исключительно за военными самолетами.
В связи с этим Шарль Эдельстенн обратился к государству: приветствуя усилия, которые уже были направлены на то, чтобы обеспечить клиентам Airbus доступ к кредитам, он высказался также за то, чтобы условия определения стоимости кредита стали более четкими. 'Без этого мы потеряем рынки, а наши клиенты аннулируют или перенесут на более поздний срок поставки, запланированные на 2009 и 2010 годы', - предупредил он.
____________________________________________________________
Парижский авиасалон состоится, несмотря на кризис ("Business Week", США)
Авиационная промышленность России стремится к возрождению путем слияния ("The New York Times", США)
Российская версия выживания украинского авиастроения ("Зеркало Недели", Украина)