Два года назад Международный олимпийский комитет принял странное решение, позволив городу Сочи (изрядно обветшалый курорт на юге России) провести у себя зимнюю Олимпиаду 2014 года.
Пожалуй, это первый случай, когда в качестве олимпийского города было выбрано настолько пустое место: элементарную инфраструктуру и новый центр горнолыжного спорта придется строить с абсолютного нуля.
Российское правительство собирается вложить в город двенадцать миллиардов долларов в надежде, что благодаря Олимпиаде Сочи станет популярным мировым круглогодичным туристическим направлением.
Труднейшая задача всех времен
Глядя на сочинские картофельные поля и пляжи, довольно трудно вообразить на их месте ледовые дворцы, стадион и олимпийскую деревню.
На каждой Олимпиаде возникали свои трудности. И тем не менее, представители недавно побывавшей в Сочи делегации Международного олимпийского комитета признали, что проведение зимней Олимпиады 2014 года в Сочи станет самой трудной задачей за всю историю олимпийского движения.
Ефрем Битенев, региональный директор оргкомитета 'Сочи-2014', сравнил ход подготовки к Олимпиаде с пятилетками 1930-х, когда советских рабочих заставляли делать невозможное. Прежде, чем начнется строительство собственно олимпийских объектов, в Сочи придется переделать вообще всю инфраструктуру.
По словам Битенева, планы уже выстроены весьма амбициозные: удвоить производство электроэнергии, построить новые системы водо- и газоснабжения.
Строятся отчаянно необходимые дороги и новый аэропортовый терминал. От пляжа к горнолыжному курорту планируется протянуть дорогостоящую железную дорогу протяженностью в тридцать миль. Для подвоза необходимых стройматериалов потребуется построить два порта.
Построить лыжный курорт
Традиции горнолыжного спорта в России не слишком развиты - лыжных курортов мало, и уж конечно, ни один из них не отвечает мировым стандартам. Поэтому Владимир Потанин, миллиардер и союзник Кремля, занялся строительством нового лыжного курорта.
Но сейчас у Потанина куда меньше денег, чем было тогда, когда он задумал свой проект, и Кремлю пришлось выручать его льготными кредитами.
Александр Белокобельский, менеджер по строительным работам на лыжном курорте 'Роза-хутор', утверждает, что с повышением стандартов учетверились и расходы Потанина, дойдя до уровня 1,3 миллиарда долларов.
Проектирование и строительство лыжней уже закончено, но первые четыре подъемника пока еще строятся. Экскаваторы расчищают территорию под строительство отелей, ресторанов и олимпийской деревни, рассчитанной на 2700 человек.
Перебои строительных работ, отсутствие электричества означают, что горный курорт, возможно, не успеют открыть к 2011 году, а значит, едва-едва успеют провести на нем первые международные соревнования, что является необходимым условием проведения на нем Олимпиады.
Роджер Маккарти (Rodger McCarthy), имеющий опыт управления престижнейшими лыжными курортами в Северной Америке, был советником Потанина на ранних этапах проектирования 'Роза-хутора'. По его словам, здесь есть потенциал для строительства одного из лучших лыжных курортов мира.
С другой стороны, по его словам, будет трудно найти опытных сотрудников для работы на горной трассе, а тем более - для проведения состязаний международного уровня. У русских крайне мало опыта в предотвращении лавин и укрепления склонов.
Москве придется прибегнуть к обширной помощи из-за рубежа.
Подготовка привлекает массу лишнего внимания
Естественно, что Россия хочет показать себя с лучшей стороны и компенсировать позор Олимпиады 1980 года, которую из-за войны в Афганистане проигнорировал почти весь мир. Но внимание к Сочи может привести к таким разоблачениям, которые России вовсе не нужны.
Например, активисты сердятся из-за возможных экологических последствий строительных работ.
Двадцатидвухлетний студент из лесопромышленного вуза Дмитрий Капсов, работающий в некоммерческой организации Environmental Watch of the North Caucasus, утверждает, что олимпийские объекты в горах и на побережье станут причиной не поддающегося учету ущерба для биоразнообразия.
По его словам, сделки по покупке земельных участков окутаны тайной, выдаваемые лицензии вызывают сомнения, а вопрос об экологических последствиях изучается плохо или вообще никак.
Недовольны и сотни жителей прибрежной полосы: государство выселяет их, чтобы построить на месте их домов олимпийские объекты.
Ефрем Битенев из оргкомитета считает, что их тревоги ничем не обоснованы.
'Не вижу в этом большой проблемы. Большая часть домов неудобна для проживания, они не соответствуют стандартам XXI века', - говорит он.
Наталия Прудникова говорит прямо противоположное. Она только что отремонтировала свой дом, и если его снесут, она лишится источника доходов, так как, подобно многим други выселяемым, сдает его в аренду туристам.
Владимир Федоров - тоже домовладелец - утверждает, что компенсации, обещаемые правительством, слишком неопределенные или неадекватные. По словам его и его коллег, власти воспользовались Олимпиадой как предлогом, чтобы наложить руки на ценные прибрежные участки.
Жильцы попытались подать прошение в Международный олимпийский комитет, делегация которого недавно посетила Сочи, но их усилия пропали втуне. Немедленно вмешалась милиция, и митинг был разогнан.
К недавним выборам мэра Сочи также было привлечено много нежелательного внимания. Применялись грубые технологии затыкания рта оппозиции и агитации в пользу прокремлевского кандидата. Володя Маслинцев, владелец небольшой гостиницы, сообщает, что все происходящее ему до боли знакомо.
'Не было никаких предвыборных дебатов. Оппозицию просто выставили. Нет у нас настоящей демократии', - подытожил он.
Мнения о перспективах разошлись
По мнению Маслинцева, вбухивать бюджетные миллиарды в ледовые дворцы на летнем курорте - это безумие. Но, например, Евгения Бочарникова считает, что Олимпиада сделает город процветающим.
'Только благодаря Олимпийским играм у нас так здорово изменится жизнь. Я увижу своими глазами новую инфраструктуру в городе, новых людей, новые возможности для тех, кто здесь живет, а это главное', - говорит она.
Премьер-министр Владимир Путин лично лоббировал зимнюю Олимпиаду в Сочи, и у него в этом деле есть личный интерес. Но тогда в России было полно денег, а теперь нет.
Конечно, после мирового финансового кризиса и его тяжелых последствий двенадцать миллиардов кажутся куда большей цифрой. Неясно, появятся ли эти деньги вообще, и уж совсем непонятно, окупится ли их вложение.
___________________________________________________________