На президентских выборах в Иране, первый тур которых состоится 12 июня, главными соперниками, несомненно, будут действующий президент Махмуд Ахмадинежад и бывший премьер-министр Мир-Хосейн Мусави, которого поддерживают реформаторы.
На стадионе Караж, расположенном в шестидесяти километрах от Тегерана, атмосфера, как на футбольном матче. Музыка и песни, алкоголь - в меньшей степени.
Публика очень молода - от 15 до 18 лет. На лицах девушек - косметика, они одеты в сексуальные наряды. У парней лица раскрашены зеленой краской, на руках - татуировки. На этом стадионе проходит не матч, а митинг, и героем дня выступает Мир-Хосейн Мусави - кандидат-реформатор на президентских выборах.
Ожидание было долгим, но, наконец, кандидат прибыл на автобусе. Он поднялся на трибуну, в костюме и рубашке, которые идут к его седым волосам. С изумленным видом он обводит взглядом бушующую толпу и делает рукой робкий жест. Минуты проходят, микрофоны категорически отказываются работать. Спустя сорок пять минут кандидат покидает трибуну, так не сказав ни слова, но публика довольна - она получила свой праздник.
'Референдум за или против Ахмадинежада'
Мир-Хосейну Мусави 68 лет, но практически ни один из его сторонников до настоящего времени его не видел. Однако часть молодежи верит, что он - единственный, кто способен победить нынешнего президента Махмуда Ахмадинежада. А это немаловажный фактор для страны, где чуть больше 60% населения составляет молодежь в возрасте до 30 лет.
Другой мир и другая атмосфера: мечеть Мозилла на севере Тегерана, в ней, кажется, еще ведутся строительные работы. Поток сторонников Махмуда Ахмадинежада, прибывающих из пригородов Тегерана в предоставленных властями автобусах заполняет здание. Накаленная добела толпа повторяет лозунги, выкрикиваемые в микрофон. Напряжение нарастает. В микрофон выкрикивают: 'Смерть Израилю', 'Хашеми Рафсанджани*, ты - вор', 'Ахмадинежада в президенты', 'Мы тебя любим'. Толпа хором скандирует, звучат революционные песни и музыка. Спустя три часа президент приезжает, но в мечеть не входит. Вечером его покажут по телевидению держащим на руках детей. Толпа расходится, довольная и ублаженная.
Кампании этих двух кандидатов полностью затмили двух других претендентов - реформатора Мехди Каруби и консерватора Мохсена Резая. 'Эти выборы являются референдумом за или против Ахмадинежада', - считает Насер Хадиан, профессор политических наук из Тегеранского университета. Чтобы добиться победы действующий президент задействовал все имеющиеся ресурсы. Он контролирует официальные СМИ, телевидение и большинство газет. Он разъезжает по иранской провинции, где проживает основная часть его электората.
Агрессивная кампания
'Человек из народа', как он сам себя называет, раздал около миллиарда долларов беднякам через Корпус стражей исламской революции, 'Комитет помощи имама Хомейни' и другие организации. Он проводит агрессивную кампанию. Во время теледебатов он обвиняет своих соперников в коррупции, в том числе и религиозного Мехди Каруби. 'Он слишком далеко заходит, он забывает, что муллы - и есть Исламская республика. Выдвигая против них обвинения, он целится в верховного лидера, прямо не называя его, - предупреждает Насер Хадиан. - Он хочет предстать в образе жертвы мафии, воплощением которой для него является Хашеми Рафсанджани. Я думаю, что эта стратегия приведет его к поражению'.
Насер Хадиан хорошо знает президента - они одноклассники. 'Ахмадинежад не глуп, - говорит он. - В школе, а затем и в университете, у него был самый высокий IQ, он всегда был первым учеником. Он получил хорошее инженерное образование. Его проблема в том, что он необразован, потому что мало читал. Он - не интеллектуал. Он не имеет ни малейшего понятия о внешней политике, о том, как работает экономика страны. Он использует Холокост в политических целях, но он ничего не знает о нем. Ахмадинежад делает ставку на невежество, и поэтому ненавидит образованных людей'.
Зато Мир-Хосейн Мусави изображен на плакатах рядом с тройкой 'сейидов', потомков пророка: имамом Хомейни, верховным лидером революции Али Хаменеи и Мохаммедом Хатами, который был президентом с 1997 по 2005 гг. Его лозунги, 'Рука в руке', 'Добро пожаловать в мир', созвучны тенденциям 'new age', которые близки молодежи. Поддержка Мохаммеда Хатами - политического деятеля, пользующего наибольшей популярностью у молодежи, играет важную роль.
'Молодежь не должна повторять наши ошибки'
'Хатами - опытный политик, интеллектуал, но он отличается нерешительностью, в отличие от Мусави, он - человек действия, - говорит Насер Хадиан, - Хатами - наиболее прогрессивный из всех, он из тех людей, которые вызывают всеобщую симпатию. У него есть все, чтобы быть хорошим университетским профессором, но качеств, необходимых для президента, у него нет'.
А у Мир-Хосейна Мусави? 'Молодежь не должна повторять наши ошибки, - предостерегает Мохаммад Али Абтахи, советник Мехди Каруби. - В 1979 году мы поверили в то, что муллы уйдут из власти. Сегодня девушки ошибаются, веря в то, что с Мусави они смогут избавиться от платков. Я его знаю, он еще больший консерватор, чем Мехди Каруби'.
'Иранцы понимают, что это - не конец Исламской республики, - говорит Насер Хадиан. - Молодежь хочет всего лишь больших свобод и упразднения полиции нравов. Мусави может им это дать. Он в состоянии противостоять верховному лидеру, чего не мог Хатами'.
(*) Хашеми Рафсанджани - вероятно, самый могущественный человек в Иране, но также и самый ненавистный, потому что его считают крайне коррумпированным.
____________________________________________________________
В Иране остается некоторое беспокойство о честности проведения выборов ("Trend News Agency", Азербайджан)
Накануне выборов в Иране главный вопрос - ситуация в экономике ("The New York Times", США)
Иран накануне выборов: а первый кто? ("Евразийский Дом", Россия)