Северный полюс ближе к Парижу, чем к Оттаве. Самый северный остров России расположен более, чем в 1500 километров от Алерта (самое северное поселение Канады. - прим. пер.).
Для того чтобы обеспечивать безопасность Канадской Арктики необходимо чувствовать перспективу и быть готовыми к сотрудничеству. Наиболее значимые угрозы безопасности идут с южных границ Арктики и связаны не с соседними государствами, а с негосударственными субъектами, такими как наркоторговцы.
Бывший посол США в Канаде Пол Селуччи (Paul Cellucci) предупреждал, что террористы смогут использовать освободившийся ото льда Северо-Западный проход для ввоза оружия массового уничтожения. Кроме того, по нему же в страну смогут прибывать нелегальные иммигранты. Вдоль него разбросаны взлетные полосы с гравийным покрытием - наследие холодной войны, в окрестностях действуют бесчисленные исследовательские и геологоразведочные экспедиции.
Иностранные корабли высаживают сотни пассажиров у эскимосских поселений, в которых есть регулярное авиасообщение, зато нет миграционного контроля.
В 2006 году депортированный из Торонто гражданин Румынии прибыл из Гренландии прямиком в Гриз Фьорд и был арестован канадской конной полицией. В 2007 году пятеро норвежцев попытались оспорить права Канады на Северо-Западный проход. Опять же вмешалась конная полиция, задействовав ледокол береговой охраны 'Уилфрид Лорье'.
Как показывают эти инциденты, конная полиция, при поддержке других правительственных служб, вполне способна справиться со всеми угрозами, не идущими со стороны государств.
Таким образом, как и на остальной территории Канады, первоочередной функцией армии здесь остается поисково-спасательная. К сожалению, весь канадский военно-воздушный флот в Арктике составляют четыре устаревших медлительных самолета Twin Otter, базирующиеся в Йеллоунайфе.
На помощь им нередко привлекаются самолеты Hercules с юга Канады, но чтобы достичь Северо-Западного прохода, им нужно шесть часов. В Арктике даже летом нет ни одного вертолета дальнего действия Cormorant - размещать поисково-спасательные мощности в областях с низкой плотностью населения и, следовательно, со статистически небольшим риском несчастных случаев считается непрактичным.
Тем не менее, несчастные случаи в Арктике могут оказаться очень серьезными. Каждое лето ее посещают на круизных судах тысячи пожилых туристов. Вспомним, как в ноябре 2007 года в Антарктике затонуло канадский круизный лайнер. К счастью море было спокойным, а поблизости оказались еще два корабля.
Над Канадской Арктикой пролетает дальними рейсами в Европу и Азию более 100 000 человек каждый день. Отставной полковник Пьер Леблан (Pierre Leblanc) признается, что, когда он командовал Северным военным округом, перспектива авиакатастрофы не давала ему спать по ночам.
Для начала было бы неплохо разместить в летний период в Икалуите и Инувике по вертолету Cormorant. Это дало бы им возможность контролировать наиболее оживленные акватории Канадской Арктики - Баффинов залив и Море Бофорта - а заодно и Северо-Западный проход. Наращивание поисково-спасательных мощностей будет способствовать исполнению в Арктике законов Канады, а значит и осуществлению ее суверенных прав. Вертолет дальнего действия также крайне удобен для осмотра иностранных кораблей - безусловно, для этих целей он подходит намного больше, чем 'арктические сторожевые корабли прибрежного действия', которые наша армия должна получить в 2015 году. Подобные корабли не смогут служить ледоколами и, следовательно, будут неспособны действовать в Северо-Западном проходе.
Гораздо лучше было бы снабдить их ледовым подкреплением, которое позволило бы применять их зимой в Заливе Святого Лаврентия, а летом в Баффиновом заливе, и заменить ими чудовищно медлительные суда береговой охраны.
Строить военные корабли специально для Арктики не имеет смысла, что, по-видимому, уже осознало наше правительство в связи со своими планами относительно 'Дифенбейкера' - ледокола, стоимостью 720 миллионов долларов, предназначавшегося для береговой охраны. Сейчас оно заморозило процесс его строительства и совсем не зря. 'Дифенбейкер' должен был оказаться намного больше и мощнее, чем требуют условия Канадской Арктики, особенно с учетом нарастающего потепления.
Эти деньги следовало бы направить на приобретение двух или трех ледоколов среднего размера, вполне пригодных для наших целей и при этом обеспечивающих значительно больший охват акватории. А пока корабли строятся, имело бы смысл снабдить каждый из имеющихся у нас ледоколов легким пулеметом и вертолетом дальнего действия. Служащих береговой охраны из их команд можно было бы обучить, вооружить ручным оружием и включить в резерв флота.
Это бы позволило им как оказывать помощь армии в поисково-спасательных миссиях, так и помогать конной полиции следить за порядком. Все это они могли бы делать параллельно со своими основными задачами, которые состоят в том, чтобы разбивать лед для торговых судов, поддерживать в порядке навигационную технику и способствовать исследованиям Арктики.
Вместо того чтобы с большими издержками и без особого эффекта милитаризировать Арктику, нам следует наращивать технические возможности и налаживать взаимодействие служб.
Майкл Байерс возглавляет кафедру канадских исследований на факультете мировой политики и международного права Университета Британской Колумбии. Кроме того, он руководит одним из проектов ArcticNet - консорциума, объединяющего ученых из различных канадских университетов и правительственных учреждений.
Статья представляет собой отредактированную версию доклада, представленного в постоянный комитет Палаты общин по национальной обороне.
____________________________________________________________
Новое исследование природных богатств Арктики может спровоцировать международные споры ("The Guardian", Великобритания)
В окопах первой арктической ("Вести Недели День за Днем", Эстония)
Руки прочь от нашей Арктики, говорит Канада европейцам ("The Globe And Mail", Канада)