Перемирие, которым завершилась прошлогодняя война между Россией и Грузией, пока более или менее работает. Однако по причине давления России и покорности Запада разрушаются миротворческие структуры.
В августе прошлого года Москва и Тбилиси провели короткую, но кровопролитную войну из-за Южной Осетии, региона с менее чем 50 000 жителей, который Москва признала в качестве независимого государства, а весь остальной мир считает частью Грузии. Основную роль в установлении мира сыграли интенсивные дипломатические усилия. Посредничество Евросоюза, председателем которого на тот момент была Франция, помогло принудить Россию к подписанию соглашения о перемирии.
К сожалению, буквально еще до того, как на документе высохли чернила, Москва уже демонстративно отказалась выполнять условия соглашения о прекращении боевых действий.
Она не просто отказалась выводить несколько тысяч солдат, которых дополнительно направила в Южную Осетию и Абхазию (еще один регион, который только Россия признала независимым), но и категорически отказала в доступе международным наблюдателям. В апреле Россия заявила, что она посылает еще войска в Южную Осетию и Абхазию – словно бы для того, чтобы похвастаться несоблюдением условий августовского соглашения Медведева-Саркози.
Теперь Москва нацелилась на единственную крупную международную организацию с серьезным послужным списком в Грузии - Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе, объединяющую 56 стран-участниц. Представители ОБСЕ находятся в Грузии более 15 лет; они занимаются наблюдением за нестабильными районами в Южной Осетии и вокруг нее, способствуют разрешению конфликтных ситуаций, поддерживают решение проблем меньшинств, помогают заложить основы демократии и правопорядка, критикуют фальсификации во время выборов. До августовской войны ОБСЕ даже занималась содействием проектам по экономическому восстановлению между этническими грузинами и осетинами.
В прошлом месяце страны-участницы ОБСЕ встретились в Вене для разработки подготовленного Грецией соглашения о продлении миссии в Грузии. Это последняя стадия тяжелых переговоров, которые велись с января. Однако Москва отвергла предложение Греции, предложение, которое итак уже было сильно исправлено в угоду российским интересам. Россия не дала проекту дойти до голосования.
Есть несколько вероятных причин того, почему Россия не желает присутствия ОБСЕ в Грузии, где организация проводит одну из масштабнейших и важнейших своих миссий.
Возможно, Москва не хочет, чтобы мир увидел, что происходило в Южной Осетии в течение восьми месяцев российской вооруженной деятельности по “освобождению”.
Гигантские военные силы России, вероятно, не смогли удержать южноосетинских ополченцев, и те изгнали порядка 25 000 этнических грузин из своих домов. Зачастую ополченцы жгли, грабили и даже сносили бульдозерами целые деревни, - а российские войска были рядом. Производились действия, которые организация “Защита прав человека” назвала “преступлениями против человечности”, а Парламентская ассамблея Совета Европы охарактеризовала как “этнические чистки”.
Закрывая миссию ОБСЕ в Грузии, Россия также открывает новый фронт в своем долгосрочном дипломатическом предприятии по подрыву эффективности ОБСЕ в целом. С 1975 года организация работала на продвижение мира и стабильности в Европе. В течение многих лет Москва была недовольна тем, что ОБСЕ концентрируется на проблеме прав человека, свободы прессы и справедливых выборов. Россия использовала политические инструменты, доступные ее как участнику ОБСЕ, для того, чтобы препятствовать деятельности Организации и сдерживать ее. К примеру, Москва многократно пыталась замедлить принятие ежегодного бюджета ОБСЕ.
На то, чтобы создать сильную миссию на грузинской территории, ОБСЕ понадобилось десять с половиной лет. Это был один из тех редких институтов, которые действительно могли поддерживать некоторую стабильность. В основном, Евросоюз и Запад в целом закрывали глаза на нарушение Россией ее обязательств по соглашению о прекращении огня имени французского лидера.
Теперь подавляющее большинство стран-членов ОБСЕ должны дать понять, что они не позволят одному-единственному государству предпринять попытку по уменьшению роли ОБСЕ.
Время не терпит, но пока еще не поздно спасти миротворческую миссию ОБСЕ в Грузии. Мандат истекает через шесть три недели, так что есть еще время на ее спасение – в случае, если страны будут действовать решительно. Прежде всего, миссии должно быть позволено продолжать свою деятельность на территории, которую на данный момент контролирует Тбилиси. Против этого у Москвы не может возникнуть серьезных возражений. Если Грузия все еще так нестабильна, как утверждает Москва, то не может быть веских аргументов против того, чтобы миссия ОБСЕ осталась, даже если следовать российской логике.
Энергичный дипломатический ответ должен дать понять Кремлю, что отказ организации в осуществлении ее значимой деятельности в Грузии нанесет еще больший урон имиджу России как международного партнера. В таком случае Москве придется доказывать, что она стремится к стабильности в регионе, а не просто проводит в жизнь свои геополитические стратегии.
Лоуренс Шитс – руководитель кавказских проектов в Международной кризисной группе. Автор выражает свое личное мнение.