ВАШИНГТОН. Когда Барак Обама в начале июля отправится в Москву, это будет его третья важная зарубежная поездка после прихода в Белый Дом. На него будет оказываться существенное давление с тем, чтобы он изменил свою манеру поведения за границей, когда он пытается набирать очки со своим опрометчивым идеализмом и стремлением искупить вину Америки за, как он считает, ее прошлые грехи.
Спустя двадцать лет после распада Советского Союза Кремль не очень-то старается создавать благоприятную атмосферу для удовлетворения пожеланий американского лидера.
Доработанная версия речи Обамы в Праге на тему мира, свободного от ядерного оружия, или отголоски его каирского призыва к исламу и Западу жить мирно и дружно, цель которых утешать и излечивать, будут звучать резким диссонансом в московских дворцах власти, где в прошлом году планировали вторжение в Грузию, а месяц назад принимали законы, предусматривающие лишение свободы для тех, кто оспаривает официальную, стандартизированную версию российской и советской истории.
Визит президента 6-8 июля будет первым, который он сможет назвать посещением враждебной территории.
Как можно внести что-то позитивное во взаимоотношения со страной, чей президент Дмитрий Медведев в первый год пребывания у власти по сути дела аннексировал две грузинские провинции, восстановил зоны влияния советского образца в странах на российских рубежах, а также вновь применил тактику своего предшественника по запугиванию европейских покупателей российских энергоресурсов угрозами отключения?
И этого человека представляют хорошим парнем, с которым, по словам американского президента, он провел в апреле в Лондоне "потрясающую встречу" (на языке Обамы это может означать разговор с человеком, называющим себя молодым, заинтересованным в переменах и юристом).
А что касается Владимира Путина, официально занимающего сегодня пост премьер-министра, но, видимо, по-прежнему пользующегося значительной руководящей властью, то именно он два года назад дал мощный прощальный залп на Мюнхенской конференции по проблемам безопасности, попытавшись укрепить представление об Америке как об источнике всех крупных мировых проблем.
По словам ведущего научного сотрудника Московского центра Карнеги Лилии Шевцовой, то российское руководство, с которым будет встречаться Барак Обама, представляет "систему, основанную на официальном механизме антиамериканизма".
Рассматривая перспективы московского саммита сквозь призму российской агрессии в Грузии, угроз Москвы в адрес Украины и удушения демократии внутри страны, Шевцова сказала: "К сожалению, тем для разговора очень мало, если учитывать отсутствие общих интересов и ценностей".
Скорее всего, на московской встрече главное внимание будет уделено проблемам ядерного оружия. Здесь считают, что продление и углубление договора СНВ это то, что Обама в состоянии сделать. А это станет показателем улучшения отношений для всего мира и для общественного мнения Америки. По словам Шевцовой, в этом плане данная встреча очень напоминает американо-советские взаимоотношения эпохи 80-х.
Эта встреча может также стать таким мероприятием, в рамках которого "улучшение отношений" рискует превратиться в своего рода молчаливое согласие Америки с существованием авторитарной России, претендующей на звание великой державы и отказывающейся от любых идей демократических перемен.
Если не считать обсуждения ядерных проблем, в ходе которого Америка может уступить часть своего стратегического превосходства, то администрация Обамы не дает конкретных указаний на то, чего она ждет и хочет от этих переговоров.
Будучи поставщиком ядерных материалов и технологий для Ирана, Россия может многое сделать для прекращения действий этой страны по созданию ядерного оружия.
Но к чему России избавлять Америку от неприятной необходимости выступать против иранских мулл, когда Соединенные Штаты могут создать на ее рубежах противоракетный щит, который Москве не по нраву? Возможно, встречные компромиссы и не понадобятся, если Обама дистанцируется от этой идеи администрации Буша, либо если Польша и Чехия откажутся от развертывания ракет-перехватчиков и радара на своей территории.
Бывший экономический советник Путина Андрей Илларионов, который сегодня является старшим научным сотрудником Института Катона, рассказывал мне, как долго он пытался объяснить американцам, что "помощь со стороны российского руководства по Ирану невозможна, что это крайне наивная мысль".
Российские руководители также вряд ли дадут президенту заверения в том, что не станут поставлять Ирану зенитно-ракетные комплексы С-300. С помощью таких ракет можно сорвать воздушное нападение Израиля на иранские ядерные объекты, и любой сигнал о том, что Тегеран их приобретает (переговоры по этой сделке велись в 2007 году) способен вызвать упреждающий удар со стороны Израиля.
И как можно надеяться на то, что Медведев, выведший правительство Киргизии из-под американского влияния и преуспевший, по всей видимости, в деле закрытия там американской базы, которая играла ключевую роль в снабжении войск США в Афганистане, изменит свои позиции?
Как говорит Илларионов, если принимать во внимание все эти факторы, то "возникает сомнение в том, что Обама понимает, чего он хочет". В то же время, российское руководство подготовлено гораздо лучше, и уж оно-то четко знает, чего хочет.
"Для них главный вопрос сейчас - добиться чего-то сродни признанию "зоны особых интересов"" - или сферы влияния, которая охватывает страны бывшего Советского Союза.
"В таком контексте, - заявляет Илларионов, - визит президента является преждевременным".
Он полагает, что администрация США вряд ли бросит мощный вызов Кремлю в тех многочисленных областях, в которых были разрушены ее надежды на Россию как на предсказуемую, справедливую и законопослушную страну.
Здесь присутствует элемент какой-то насмешки и иронии, ибо именно так вел себя Джордж Буш - даже после окончания "флирта" с Россией Путина в период с 2002 по 2006 годы.
В момент вторжения в Грузию Америка практически даже не пикнула. Когда Россия использовала свои энергоресурсы в качестве инструмента давления, администрация Буша на саммите "большой восьмерки" 2006 года в Санкт-Петербурге отказалась от конфронтации.
А когда в прошлом году проходила встреча НАТО, на которой Грузии и Украине должны были вручить планы подготовки к членству, администрация Буша дала им такие обещания по поводу вступления, которые равноценны оценкам Обамы по поводу сроков избавления мира от ядерного оружия - не при его жизни.
Более того: сразу после той встречи Буш и Путин согласовали детали соглашения, которое должно было прийти на смену договору СНВ. Но Россия так и не придала тем документам статус официальных.
Сейчас американские дипломаты вынуждены трудиться над составлением деталей похожего, по всей видимости, плана, поскольку Обама хочет, чтобы он стал символом успеха его визита и сигналом о нажатии кнопки перезагрузки в отношениях с Россией.
В такой ситуации президент, прилетев в Москву, может оказаться в роли просителя. Поскольку до его приезда в Россию остается три недели, будет уместно спросить: чего ради?
_________________________________________________________
Российские либералы в лимузинах ("The National Interest", США)
Сначала переосмысление, а уж потом перезагрузка ("Foreign Policy", США)