На встрече в Сибири лидеры России, Китая, Индии и Ирана озвучили идею о введении новой 'наднациональной' валюты. Китай предлагает соседним странам 10 миллиардов долларов
'Эпоха империй закончилась, . . . капиталистический миропорядок уходит в прошлое', - провозгласил во вторник сияющий Махмуд Ахмадинежад, выступая в сибирском городе Екатеринбурге; среди его слушателей были лидеры России, Китая и Индии.
Эксперты спорят о причинах, побудивших экстравагантного иранского президента отправиться на саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) - регионального блока, возглавляемого Китаем и Россией, где Иран имеет лишь статус наблюдателя - в тот момент, когда на его родине происходят массовые акции протеста, а самому Ахмадинежаду задаются 'неудобные' вопросы в связи с его победой на выборах, состоявшихся на прошлой неделе, чьи результаты у многих вызывают сомнение.
Некоторые утверждают, что Ахмадинежад выбрал самый подходящий форум, чтобы изложить свою позицию. ШОС - организация, основанная в 2001 г. и включающая шесть стран - быстро превратилась во влиятельный политический и экономический альянс, добившийся упразднения американских военных баз на территории двух своих государств-участников, Узбекистана и Кыргызстана. Сегодня альянс пытается резко усилить свою роль в делах региона.
В эту группу входят Россия, Китай, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Казахстан. Индия, Пакистан, Иран и Монголия участвуют в заседаниях ШОС в качестве наблюдателей.
'ШОС превращается в организацию, объединяющую страны, считающие, что их оставляют за бортом международной системы, и дискриминируют в рамках однополярного миропорядка, где ведущую роль играют США, - утверждает Александр Дугин, глава правого Международного евразийского движения, влиятельной структуры, в которую входит ряд российских бизнесменов, интеллектуалов и госчиновников. - Сегодня этот однополярный мир трещит по швам из-за экономического кризиса и 'отступления' империи, поэтому пришло время для разработки нового проекта - многополярного мира'.
Внутриполитические проблемы в Иране - ну и бог с ними
Считается, что во вторник, на встрече за закрытыми дверями с российским президентом Дмитрием Медведевым, Ахмадинежад изложил свою позицию по вызывающим нарекания результатам выборов. Заместитель министра иностранных дел Сергей Рыбаков отметил в беседе с журналистами, что выборы - это 'внутреннее дело' Ирана, и добавил: 'Мы приветствуем вновь избранного президента Ирана на российской земле, и считаем весьма символичным, что свой первый визит за рубеж после переизбрания Ахмадинежад совершил именно в Россию. Мне кажется, это залог того, что отношения России и Ирана будут и дальше развиваться поступательно'.
Члены ШОС - за новую резервную валюту
На саммите ШОС и состоявшейся позднее, также в Екатеринбурге, встрече лидеров развивающихся экономических 'тигров' - стран БРИК (Бразилии, России, Индии и Китая) - Медведев выступал за введение 'наднациональной валюты', призванной заметить доллар в международных расчетах, и призывал к более активному использованию валют стран ШОС в торговле между ними.
'Мировая валютная система не может быть успешной, если те финансовые инструменты, которые используются, номинированы только в одной валюте, - отметил Медведев. - А сегодня мы понимаем, что это именно так: этой валютой является доллар'.
На саммите Китай предложил страдающим от кризиса странам Средней Азии финансовую помощь в размере 10 миллиардов долларов. Они должны дополнить 'пакет' в 7,5 миллиардов, которые Россия прошедшей зимой пообещала предоставить государствам региона. Критики утверждают, что такого рода помощь часто сопровождается условиями политического характера, как, например, в том случае, когда в феврале через несколько часов после решения Кыргызстана о выдворении американской военной базы из аэропорта Манас Москва объявила о выделении Бишкеку 2 миллиардов долларов.
'Среднеазиатские страны крайне прагматичны. Они оценивают своих партнеров по их делам, - отмечает Геннадий Чуфрин, эксперт по внешнеполитическим вопросам из Российской Академии Наук. - Китай и Россия делают многое. По сравнению с ситуацией десятилетней давности Россия куда активнее и реальнее помогает государствам Средней Азии преодолевать недостатки их экономики'.
Антиамериканские цели?
Большинство российских экспертов отрицают антиамериканскую направленность ШОС, и настаивают, что организация не превратится в военный альянс, несмотря на то, что ее страны-участницы часто проводят совместные маневры, порой масштабные.
Тем не менее, они утверждают, что ШОС должна принимать участие в будущем мирном урегулировании в Афганистане, где возглавляемый США натовский контингент ведет борьбу против усилившегося движения 'Талибан', поскольку Россия и ее среднеазиатские союзники уже страдают от роста наркоторговли, и станут первыми жертвами 'экспорта' исламистского радикализма в том случае, если в Афганистане вновь воцарится хаос.
'На данном этапе, когда американцы все еще ищут способ вывести войска из Афганистана, не потеряв лица, мы готовы им помочь. - подчеркивает Чуфрин. - Но мы хотим, чтобы конечный результат определялся с нашим участием. Мы не выталкиваем американцев из страны, но рано или поздно им придется уйти, так что лучше уже сейчас совместными усилиями выработать оптимальные рамки урегулирования'.
ШОС могут погубить внутренние раздоры
Однако несмотря на риторику нарождающихся великих держав, готовящихся потеснить 'дряхлеющий' Запад - ее сжатым изложением стала громогласная речь Ахмадинежада - не стоит ожидать, что ШОС в обозримом будущем превратится в 'НАТО на Востоке'.
'ШОС - это форум, позволяющий России и Китаю 'держать в узде' свою конкуренцию, но при попытке расширения функций организации ее ждет кризис, - полагает Алексей Мухин, директор независимого московского Института политической информации. - Их национальные интересы не совпадают, и обе страны претендуют на роль лидера'.
_____________________________________________________________
Махмуд Ахмадинежад отвлекся от своих проблем ("The Guardian", Великобритания)
Китай и Россия соблазняют Среднюю Азию кредитами ("Bloomberg", США)