Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Протянуть руку Восточной Европе

Если Евросоюз хочет быть партнером России, он не должен игнорировать Кавказ.

Протянуть руку Восточной Европе picture
Протянуть руку Восточной Европе picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Основополагающий принцип внешней политики Польши это поддержка демократизации и экономической трансформации в восточноевропейских странах...Но эти государства от стран ЕС отличает дефицит демократии, наличие там слабых и неэффективных правовых институтов, их слаборазвитое гражданское общество и низкий уровень экономического развития.

Основополагающий принцип внешней политики Польши это поддержка демократизации и экономической трансформации в восточноевропейских странах. Сначала на весеннем саммите Европейского совета в 2009 году, а затем и на саммите "Восточного партнерства", состоявшемся в прошлом месяце в Праге, ЕС принял совместное польско-шведское предложение об углублении сотрудничества с шестью восточными и закавказскими государствами - Арменией, Азербайджаном, Белоруссией, Грузией, Молдавией и Украиной. Еврокомиссия в декабре создала новый механизм для укрепления сотрудничества с этими восточными партнерами, добавив недостающее звено в зарождающуюся архитектуру отношений ЕС с соседними странами.

Концепция активного взаимодействия в продвижении демократических преобразований в Восточной Европе и на Южном Кавказе основана на убежденности в том, что в постсоветские времена стабильность и процветание данного региона совершенно необходимы для обеспечения безопасности и экономического будущего всего континента. "Большой скачок" пятилетней давности, приведший к расширению ЕС, обеспечил вхождение в союз центральноевропейских и прибалтийских государств, а также переместил восточные границы Евросоюза в направлении новых соседних стран, имеющих недавние или непрочные традиции государственности и сталкивающихся с серьезными экономическими и социальными проблемами.

Новые восточные соседи ЕС являются частью Европы не только в географическом смысле. Их граждане также считают себя европейцами в силу общего исторического опыта и общей культуры - не в последнюю очередь по той причине, что у них в основном христианские корни.

Но эти государства от стран ЕС отличает дефицит демократии, наличие там слабых и неэффективных правовых институтов, их слаборазвитое гражданское общество и низкий уровень экономического развития. Мы не должны забывать, что они существуют в качестве независимых государств всего 18 лет, причем в этот период им пришлось создавать новую экономическую систему, бороться с проблемами, возникшими после распада механизма кооперации и связей в рамках бывшего Советского Союза, а также закладывать основы своей собственной государственности.

"Восточное партнерство" это открытое приглашение к более тесному сотрудничеству. Его цель заключается в поддержке преобразований путем стимулирования экономического развития региона и укрепления демократии, свободы и гражданского общества через усиление правового и административного потенциала, позволяющего приблизиться к стандартам и нормам ЕС.

Хотя вопрос о членстве стран Восточной Европы и Южного Кавказа в Евросоюзе пока не стоит в повестке дня, у нас в Польше есть ощущение, что перспективу вступления для них необходимо держать открытой. Заманчивая перспектива присоединения к Евросоюзу является одним из главных источников влияния ЕС и его "мягкой силы". Пример таких центральноевропейских государств как Польша наглядно показывает, что это мощный стимул для углубления реформ.

У шести новых государств-партнеров имеется огромный географический, демографический и экономический потенциал. Новая зона свободной торговли с потребительским рынком, насчитывающим почти 80 миллионов человек, придаст ускорение европейской экономике, а новым восточным партнерам даст доступ к единому рынку ЕС.

Страны Восточной Европы и Южного Кавказа занимают стратегически важное положение, находясь между Евросоюзом и богатым природными ресурсами регионом Каспия, Средней Азии и России. Через Украину, Белоруссию и Грузию проходят важные транзитные маршруты экспорта энергоресурсов, а Азербайджан сам по себе является крупной нефтедобывающей страной. Постепенная интеграция этих государств в экономику ЕС приведет к укреплению энергетической безопасности Европы. Такая безопасность будет еще больше усилена, если мы станем покупать газ на российской границе и инвестировать средства в новую инфраструктуру его транспортировки через эти страны, которые расположены между ЕС и Россией.

Инициатива "Восточное партнерство" имеет также важный политический аспект. Она демонстрирует странам-партнерам привлекательные перспективы развития и дает им возможность сделать стратегический выбор в пользу европейской ориентации. Такая политика придает этим странам новые силы и авторитет, поскольку ЕС относится к ним как к независимым государствам, а не как к пешкам, неразрывно связанным с Россией.

Конечно, Россия остается стратегически партнером Евросоюза. Мы надеемся, что в обозримом будущем нам удастся договориться о новом "Соглашении о партнерстве и сотрудничестве" с Москвой, которое станет реальной основой для будущего союза Европы и России.

Изменившаяся и продолжающая постоянно меняться Россия стремится воплотить в жизнь свою собственную формулу партнерства с Европой и другими ведущими мировыми игроками, пытаясь в то же время определить свое место в сегодняшнем динамично развивающемся мире. В рамках этих поисков наши российские партнеры порой прибегают к использованию инструментов и формул из прошлого, хотя такие действия свидетельствуют о их беспомощности и наличии у них проблем с адаптацией к новым реальностям.

Мы в Евросоюзе можем отвергать определенные действия России. И тем не менее, нам следует судить о них в контексте российских устремлений и непростой и весьма болезненной новейшей истории этой страны. Что самое важное, мы должны смотреть на нее в контексте недалекого уже будущего, когда трудно будет себе представить, что Россия не принадлежит и не является частью Европы.

Если мы смотрим на будущее России как на будущее в партнерстве с Европейским Союзом, мы не можем лишать таких же перспектив наших общих соседей. Было бы весьма плохо как для ЕС, так и для России оказаться разделенными регионом, чьи контакты с Европой менее существенны и содержательны, чем с Россией. Чем быстрее мы осуществим интеграцию государств Восточной Европы и Южного Кавказа в ЕС, тем больше будет у нас шансов на то, что и сама Россия сделает выбор в пользу европейской ориентации.

Россия обладает огромным потенциалом для Европы. Но как мы узнали во время августовского конфликта в Южной Осетии и январского газового кризиса, этот потенциал может быть использован в ущерб европейской экономической стабильности и безопасности. "Восточное партнерство", особенно если Россию можно будет привлекать к его многосторонним проектам на основе разового участия, откроет путь к постепенному сближению западной и восточной части Европы.

Радослав Сикорский министр иностранных дел Польши. Это сокращенный вариант его статьи, которая появится на страницах летнего выпуска Europe's World.

__________________________________________________________

Где еще ЕС может помочь делу мира? ("European Voice", Бельгия)

В отношениях между ЕС и Россией преобладают Недоразумения и напряженность ("Agencia Lusa", Португалия)

Обсудить публикацию на форуме