Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия возглавляет страны БРИК в поисках общей идеи

Россия возглавляет страны БРИК в поисках общей идеи picture
Россия возглавляет страны БРИК в поисках общей идеи picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Не удивительно, что Россия столь настойчиво добивалась права стать организатором саммита стран БРИК, являющихся гигантами развивающегося мира. Бразилия, Китай, Индия и Россия находятся в поисках объединяющей их идеи, чтобы создать свой собственный клуб. В этом квартете Россия самая слабая - и она может выиграть больше всех от солидарности остальных.

Не удивительно, что Россия столь настойчиво добивалась права стать организатором саммита стран БРИК, являющихся гигантами развивающегося мира. Бразилия, Китай, Индия и Россия находятся в поисках объединяющей их идеи, чтобы создать свой собственный клуб. В этом квартете Россия самая слабая - и она может выиграть больше всех от солидарности остальных.

Заслуга в создании БРИК принадлежит не российскому премьер-министру Владимиру Путину, а компании Goldman Sachs. Этот придуманный в 2001 году термин был уловкой одного экономиста, средством привлечения внимания инвесторов к четырем этим странам, которые по своим размерам и темпам роста намного превосходили остальной развивающийся мир. Сейчас же Россия отчаянно пытается найти рычаги власти и влияния, которыми она может завладеть несмотря на то, что они по праву принадлежат другим странам. И в этих целях она ухватилась за концепцию БРИК, утверждая, что общепризнанные экономические силы должны обратить внимание на это новое объединение.

Но несмотря на громкие звуки фанфар, саммит этот закончился жалобным нытьем. Эта четверка не смогла проявить особой общности взглядов, за исключением корыстной заинтересованности в приветственных заявлениях в адрес президента Ирана Ахмадинежада, совершившего свой первый зарубежный визит после весьма спорной победы на выборах.

Вместо того, чтобы продемонстрировать вес и влияние, четыре лидера могли только на них претендовать. "Зарождающиеся и развивающиеся экономики должны иметь более веское право голоса и представительство в международных финансовых институтах", - говорится в коротком заключительном коммюнике (и подразумевается в нем Международный валютный фонд). Но в нем не упоминаются две идеи, которые очень нравятся Москве: об уменьшении значения и роли доллара и о создании новой наднациональной резервной валюты.

Китай промолчал по этому поводу, и его молчания было достаточно, чтобы эти идеи угасли. Его валютные резервы составляют почти 2 триллиона долларов, причем значительная их часть хранится в американских казначейских ценных бумагах. И Пекин вряд ли захочет, чтобы они теряли свою цену. "Не ждите в ближайшее время каких-то инициатив в отношении доллара, - говорит министр по стратегическим вопросам Бразилии Роберто Мангабейра Унгер (Roberto Mangabeira Unger), выступая в защиту такой позиции, - никто не хочет говорить или делать что-то, что может усилить нестабильность : в условиях кризиса". Совершенно верно, и тем не менее, заявления российского президента Медведева о необходимости диверсификации валютных запасов привели к падению курса доллара.

Да и в политическом плане интересы двух стран не совсем совпадают. Китай вполне успешно проводит свою внешнюю политику, скупая энергоресурсы в Африке, Иране, Ираке и Латинской Америке. Индия, что вполне понятно, обеспокоена возможностью вспышки конфликтов на всех своих границах. А Бразилия больше занята своими собственными преобразованиями. Общее у них - высокие темпы роста, и Goldman Sachs считает, что если сегодня на их долю приходится 15 процентов общемировой экономики, то через двадцать лет эти страны могут намного обогнать "большую семерку". Но и этого недостаточно, чтобы превратить их в единый клуб. Если сегодня интересы стран БРИК движутся хоть и раздельно, но параллельно, то в предстоящее время они могут разойтись или даже вступить в столкновение.

Самым ценным результатом саммита, как это часто бывает, стала встреча между индийским премьер-министром Манмоханом Сингхом (Manmohan Singh) и пакистанским президентом Асифом Али Зардари (Asif Ali Zardari), проведенная за рамками программы. Сингх осторожно заявил, что движение к миру в Кашмире возможно, несмотря на то, что Пакистан так и не добился особых успехов в преследовании и поимке террористов, устроивших в прошлом году серию взрывов в Мумбаи. Это хоть и маленький, но крайне важный шаг, особенно в такое неспокойное время. Даже ради этого саммит стоило проводить.

___________________________________________________________

Странам БРИК далеко до единства ("The Financial Times", Великобритания)

Россия-Китай: процесс расчетов в нацвалютах нужно ускорить ("Жэньминь жибао", Китай)

Обсудить публикацию на форуме