Как дурно воспитанный ребенок, рассерженный поломкой новой игрушки, Россия кричит на весь мир, требуя к себе внимания. Состоявшийся на этой неделе в Екатеринбурге саммит стран БРИК, новых гигантов мировой экономики, был просто бессмысленным прославлением идеи, время которой прошло, поскольку ее убили рецессия и нарастающие политические противоречия.
Группа, состоящая из Бразилии, России, Индии и Китая, является излюбленным проектом российского премьер-министра, и она дала Владимиру Путину возможность доказать, что Россия - это не просто авторитарное государство, управляемое коррумпированными бюрократами, в котором за деньги можно купить власть и статус.
На самом деле, мероприятие, в ходе которого Медведев стоял плечом к плечу с китайским лидером Ху Цзиньтао, было омрачено странными поворотами российской политики, бессмысленным политическим позерством на тему американского доллара и новыми свидетельствами финансовой неразберихи, преступности и коммерческого надувательства в России.
На прошлой неделе Путин без предупреждения объявил о том, что Россия отказывается от индивидуальной заявки на вступление во Всемирную торговую организацию. Вместо этого, заявил он, она будет стремиться войти в торговую организацию вместе с Беларусью и Казахстаном в рамках единого таможенного союза.
Пока еще нет прецедентов вступления в ВТО таможенного союза, тем более, такого, в котором состоят параноидальная сверхдержава и две неблагополучные диктатуры. То, что Путин решил положить конец 15 годам переговоров всего через пять дней после сигнала со стороны Европейского Союза о том, что он ожидает вступления России в декабре, говорит о многом. Генеральный директор ВТО Паскаль Лами заявил, что решение России его 'озадачило'. Неясно, может ли таможенный союз трактоваться в организации как суверенное образование, но очевидно одно: вопрос о приеме России снят с повестки дня.
Регулирование торговли малопривлекательно, но жизненно важно, поскольку, в отличие от велеречивой дипломатии, торговля действует на том уровне, где реальные люди делают реальные вещи, касающиеся нас всех. Речь идет о торговле, инвестициях, доходах и рабочих местах. Если после многолетних переговоров Россия решила повернуться спиной к организации, выступающей за свободную торговлю между странами, то это плохая новость. Зато Россия и Китай активно обсуждают замену обесценивающегося американского доллара в качестве глобальной резервной валюты другой или несколькими валютами. Кто у нас кандидаты: китайский юань или российский рубль?
Возможно, это и произойдет однажды в будущем, когда поведение российского правительства внушит уверенность в том, что рубли являются надежным средством сбережений. По данным HSBC, на доллар по сей день приходится почти две трети глобальных золотовалютных запасов, и нет никаких указаний на то, что Россия намерена устанавливать цену на свои нефть и газ в рублях.
Вероятно, такая публичная демонстрация самодовольства должна глубоко огорчать российского министра финансов Алексея Кудрина, одного из немногих здравомыслящих людей в Кремле. Недавно он заявил, что говорить об альтернативах доллару преждевременно. Он должен знать о том, что эти политические игры отвлекают внимание от неотложной задачи по реформированию российской экономики, тяжело пострадавшей в результате нынешней рецессии. В этом квартале ВВП России сократится на 10 процентов, а уровень безработицы приближается к 10 процентам. Уровень инвестиций резко сократился, а промышленное производство рухнуло с обрыва. Финансовый кризис показал, что Россия - вовсе не ресурсный гигант, держащий Европу мертвой хваткой, а уязвимая однобокая экономика с шаткой финансовой системой.
Вместо реформ, которые могли бы привлечь иностранных инвесторов, мы имеем хаос и коррупцию. Норвежская компания Telenor борется за предотвращение принудительной продажи принадлежащего ей 29-процентного пакета акций ведущего российского оператора мобильной связи 'Вымпелком', после того, как российский суд обязал ее выплатить партнерам 1,6 млрд. долларов. Telenor ведет тяжбу с российской 'Альфа-Груп', конгломератом, возглавляемым Михаилом Фридманом, за контроль над украинским оператором сотовой связи, и норвежская компания считает, что Farimex, таинственный акционер 'Вымпелкома', в пользу которого было вынесено решение суда, является подставной компаний 'Альфы'. Фридман отрицает свою причастность к подобными интригам, но теперь возмутительная пристрастность российской судебной системы, которая служит выгоде частных лиц, а порой даже преступников, перешла в категорию фарса.
Вчера Международная ассоциация юристов опубликовала письмо президенту Дмитрию Медведеву, в котором выражает свой протест против преследования и досудебного тюремного заключения юристов, действующих от имени HSBC и инвестиционного фонда Hermitage. Юристы помогали HSBC и Hermitage привлечь к суду коррумпированных чиновников российского министерства внутренних дел, которые, пользуясь похищенными документами, участвовали в масштабной махинации, результатом которой стала кража 230 миллионов долларов налогов, уплаченных фондом Hermitage в российский бюджет.
Пока российские бюрократы мародерствуют, олигархи грабят награбленное, а политики играют в игры, остальной мир живет своей жизнью. Путин хотел бы общаться на равных с китайским руководством, но он упустил шанс для России стать экономической державой, достойной того, чтобы сидеть за одним столом с китайцами.
Много лет Китай стремился обеспечить себе надежные поставки нефти и газа из России. Но бывший президент Путин, демонстрируя традиционную российскую антипатию к восточному соседу, не проявлял готовности к созданию энергетических связей с Китаем, предпочитая усиливать отношения зависимости с Западом.
Между тем, Китай строит трубопроводы в Центральную Азию, поглощая нефть и газ из Казахстана. Теперь мир изменился: цены на газ падают, Запад пресыщен российским высокомерием, а Китай нашел себе новых друзей и торговых партнеров.