Американская компания по связям с общественность APCO начал лоббировать власти ЕС по поводу права собственности на грузинский телеканал в рамках дела, которое связывает любопытные события в Лондоне, Тбилиси и Минске.
Вдова грузинского олигарха Бадри Птаркацишвили Инна Гудавадзе наняла PR-компанию, чтобы помочь создать политическое давление вокруг ее юридической битвы, целью которой является получение контроля над активами ее умершего мужа.
В мае адвокаты г-жи Гудавадзе встретились в Брюсселе со специальным представителем ЕС по Грузии, а также с высокопоставленными чиновниками Европейской комиссии, чтобы обсудить судьбу телеканала 'Имеди'.
В прошлом году телеканал, принадлежавший Патарцикашвили, перешел под контроль его приемного двоюродного брата Джозефа Кэя (Joseph Kay) на основании оспариваемого завещания, которое вызвало юридические баталии в грузинских судах.
Раньше 'Имеди' был основным телеканалом грузинской оппозиции, но с момента захвата он перестал транслировать антиправительственные сюжеты, наподобие съемок людей в масках, избивающих ночью участников оппозиционных протестов.
Грузинское правительство утверждает, что не интересуется делом, которое называет 'семейным'. Но адвокаты г-жи Гудавадзе и компания APCO сообщили чиновникам Евросоюза, что правительство давит на судей, чтобы аннулировать ее ходатайство.
'[APCO] - это довольно влиятельная консалтинговая фирма. Похоже, что они настроены протолкнуть это дело вперед. Похоже, они считают, что это вопрос можно решить только на политическом, а не на судебном уровне', - заявил EUObserver один европейский чиновник.
Европейская комиссия заявила, что грузинское правительство уже взяло под свой контроль два актива Патарцикашвили - парк аттракционов и банк. Оно также попыталось забрать контроль над его компанией по производству минеральной воды.
Даже сам размер состояния делает это дело политически значимым. Активы г-на Патарцикашвили, разбросанные по всему миру, по слухам оцениваются в 8 миллиардов евро. Для сравнения, пакет финансовой помощи, полученный Грузией после августовской войны 2008 года, составил 3 миллиарда евро.
Брюссель обеспокоен тем, как в Грузии соблюдаются нормы права и свобода слова, но до сих пор европейские чиновники отказывались вмешиваться в индивидуальные судебные разбирательства.
Тем временем, работа APCO в защиту г-жи Гудавадзе поднимает вопросы о связях компании.
Эта PR-фирма имеет тесные связи с Госдепартаментом США, и в прошлом проводила в Европе лоббистские кампании в поддержку антикремлевских реформаторов. Но кампания Гудавадзе изображает антикремлевского грузинского лидера Михаила Саакашвили в нелестном свете.
'APCO не берет клиентов, основываясь на том, за 'кого' или против 'кого' мы выступаем, - заявил EUObserver заместитель управляющего директора компании Би Джей Купер (B.Jay Cooper). - У нас ни антироссийская, ни антигрузинская позиция. Мы выступаем в защиту диктатуры закона'.
Связь с Березовским
Кампания в поддержку г-жи Гудавадзе также связывает APCO с Борисом Березовским, российским медиа-магнатом, живущим в Лондоне в то время, как Москва требует его выдачи в связи с обвинениями в мошенничестве и отмывании денег.
APCO утверждает, что у компании нет ни коммерческих, ни неформальных связей с г-ном Березовским.
Но этот россиянин является бывшим деловым партнером г-на Патарцикашвили и бывшим другом г-жи Гудавадзе. Он также борется, чтобы дискредитировать завещание, предъявленное Джозефом Кэем, а также грузинское правительство, пытающееся захватить себе кусок состояния Патарцикашвили.
'Саакашвили ведет себя как диктатор, - заявил советник г-на Березовского, британский гуру пиара лорд Белл. - Г-н Березовский заинтересован в продвижении демократии по всему миру. Он хотел бы увидеть в Грузии свободные и справедливые выборы.'
Со своей стороны лагерь Джозефа Кэя обвиняет г-на Березовского в использовании грязных махинаций, чтобы уничтожить оспариваемое завещание, что придает этой истории новое измерение.
Эммануэль Зельцер (Emmanuel Zeltser), американский юрист, презентовавший завещание Кэя, отправился 12 марта 2008 года в Беларусь, где и был арестован по обвинению в подделке документов.
На судебном процессе, прошедшем за закрытыми дверями, г-н Зельцер был приговорен к трем годам тюремного заключения, и на прошлой неделе начал голодовку, заявляя о своей невиновности.
Кушать подано
Его брат, Марк Зельцер (Mark Zeltser), утверждает, что г-н Березовский обедал с Эммануэлем в Лондоне 11 марта 2008 года, обманом уговорил его полететь в Минск на своем частном самолете, а там договорился со своим старым приятелем, президентом Беларуси Александром Лукашенко об аресте Зельцера.
'Березовскому нужны большие деньги, чтобы играть на международной политической арене, - заявил EUObserver Марк Зельцер. - Простейший способ это захватить деньги своего друга и давнего делового партнера [г-на Патарцикашвили].'
Белорусские дипломаты и люди г-на Березовского высмеивают этот рассказ. 'Это совершенная чепуха', - заявил лорд Белл.
Тем временем, Эммануэль Зельцер 'очень похудел', а также страдает от диабета. Но его судьба волнует Евросоюз крайне мало.
Комиссар по внешним связям ЕС Бенита Ферреро-Уалднер (Benita Ferrero-Waldner), побывавшая в Минске на выходных, обратилась к г-ну Лукашенко с призывом освободить всех политзаключенных. Но когда ее спросили по поводу г-на Зельцера, представительница ЕС ответила: 'Я читала о нем в новостях', и отказалась назвать его дело 'политическим'.
____________________________________________________________
Каждому режиму нужны герои, особенно - мертвые! ("Georgian Times", Грузия)
Последний бой американского адвоката - в камере белорусской тюрьмы ("Los Angeles Times", США)