Российское руководство приступило к новой серии попыток улучшить свой имидж. Первые неловкие усилия в этом направлении оно начало в 2004 году, когда бывший президент Путин понял, насколько отрицательно относятся к нему и к России за границей. Спустя два года Россия воспользовалась услугами американского пира-агентства Ketchum. Сейчас создана своя, доморощенная комиссия, подотчетная напрямую президенту Медведеву, который весьма недоволен тем (и не без оснований), что Россия в войне с Грузией изображается как страна-злодейка и преступница.
Но негативный имидж изменить непросто, по крайней мере, в позитивном направлении. А Россию снова ожидают плохие вести, на сей раз связанные с выходом на мировые экраны авторитетного и оставляющего глубокое впечатление фильма "Катынь" о массовом уничтожении в 1940 году в российском лесу польских офицеров. Это работа именитого польского режиссера Анджея Вайды (Andrzej Wajda), чей отец был среди расстрелянных.
Во многом фильм этот является гимном касте польского офицерства, для кого Родина и честь были превыше всего - даже собственной семьи. Изображая военную элиту как продукт, а также как высшую форму довоенного среднего класса Польши, режиссер пытается увековечить буржуазный образ жизни, который был практически полностью спрятан, когда опустился "железный занавес". Он напоминает сегодняшнему среднему классу Польши о тех традициях, которые являются его неотъемлемой частью.
Но еще в большей мере "Катынь" является исследованием истины и последствий. В таком виде фильм не мог появиться в Польше даже в 1989 году. Дело в том, что Катынь (а это слово стало синонимом жестокой расправы) была запретной темой в послевоенной Польше, за исключением ситуации, когда ты принимал официально предписанную лживую версию о том, что убийцами были не русские, а немцы. Как говорит один герой, не знающий о двойном значении этого слова, которое известно зрителю, "ваше отношение к Катыни отражает ваше отношение к Польше".
Перенеся на год официальную дату расстрела, советские пропагандисты обвинили в этом преступлении немцев, которые к тому времени оккупировали западную часть России. Они включили Катынь в свой сборник советского патриотического и антифашистского мифотворчества. Полякам приходилось молчать и мириться с фальсификацией дат и с лживыми преступниками, совершившими массовое убийство самых лучших и самых выдающихся представителей польской нации.
Лишь после распада советского блока поляки смогли сказать правду, не подвергаясь при этом опасности преследования. К тому времени выросло два поколения людей, которые считали, что все представители властей лгут, и что им необходимо примкнуть к этой лжи, чтобы иметь шанс на продвижение и успех. Фильм Вайды представляет собой общенациональное очищение.
Было бы приятно поверить в то, что на "Катынь" будут смотреть как на фильм-правду, а не как на кино о злобных и нечестивых русских. В своем сюжетном повествовании Вайда изображает в основном честных и прямых поляков, но одновременно делает допущение о том, что не все они были благородными и возвышенными. Как в британских фильмах о войне существует клише с изображением "хорошего" немца, так и в фильме Вайды есть "хороший" русский.
Возможно также, что те поляки, которые выросли после окончания 'холодной войны', меньше будут отождествлять себя с Катынью, чем старшее поколение. Судя по сетям общения в Интернете, молодому польскому поколению - пожалуй, такому же циничному, как и их британские сверстники - надоело традиционное прославление прошлого общественного устройства. Их комментарии более циничны, чем можно себе представить.
И тем не менее, "Катынь" вряд ли внесет большой вклад в формирование международного имиджа России или в польско-российские взаимоотношения. И стало своего рода предсказуемой трагедией то, что фильм этот выходит в момент, когда послевоенная напряженность, казалось бы, снижается, уступая место перспективе нормальных взаимоотношений.
Имидж страны - явление сложное, оно включает в себя не только непосредственный опыт, но и унаследованную память и ожидания. И государственная власть не может полностью его контролировать. Сравните реальный Казахстан с как из-под земли выросшим фильмом-выдумкой "Борат". Или посмотрите, как буквально на 180 градусов и практически мгновенно изменилось негативное представление о США второго президентского срока Буша, когда был избран Барак Обама.
Но и сама Россия в силах ограничить тот ущерб, который может быть нанесен "Катынью". Хотя покойный ныне Борис Ельцин признавал правду, как и ряд следственных комиссий, официальная позиция Кремля в этом вопросе остается двойственной. Даже сегодня в некоторых российских публикациях Катынь представляется как зверское преступление Германии, либо как нечто нерешенное. Медведев в силах эту ситуацию исправить: он может провести официальную церемонию в Катыни, формально взять на себя ответственность, или даже пригласить Вайду показать его фильм в России. Такие шаги не изменят все в мгновение ока, но это будет скромное начало новой, более правдивой эпохи.
___________________________________________________________
Три версии одной истории ("Польское радио для заграницы", Польша)
Массовое убийство поляков в 1940 г. и сегодня вызывает споры ("Los Angeles Times", США)