На прошлой неделе лидеры четырех стран БРИК (Бразилии, России, Индии и Китая) провели свой первый официальный саммит. В связи с этим мне был задан ряд вопросов. Во-первых, думал ли я, что это когда-нибудь произойдет? Во-вторых, произошло бы это, если бы я не придумал слово БРИК? В третьих, какова была настоящая цель саммита, и, в-четвертых, куда ведет путь БРИК?
Кроме того, меня спрашивают: почему именно эти четыре страны, а не Индонезия, Турция, даже Иран? И не считаю ли я, что мировой кредитный кризис отменил наш сделанный несколько лет назад прогноз о том, что совокупный ВВП БРИК превысит ВВП 'большой семерки' еще до 2040 года?
Сейчас, я попробую ответить на эти вопросы. Начну с конца: за последние 12 месяцев мы не изменили своего мнения о том, что к 2027 году, то есть меньше, чем через 20 лет, ВВП Китая может сравняться с ВВП Соединенных Штатов. В конце концов совокупный ВВП стран БРИК способен сравняться с 'большой семеркой'. В частности позволяет нам так думать тот факт, что за семь лет, прошедших с того момента, как я придумал этот акроним, экономики трех из четырех стран БРИК - Китая, Индии и, что немаловажно, России, выросли сильнее, чем мы предполагали. Четвертая - Бразилия, - показала несколько худшие результаты, однако обнадеживает то, что как в год, предшествующий кризису, так и после того, как прошел самый тяжелый период, Бразилия демонстрировала признаки тенденции к росту. Еще одна причина, укрепляющая нашу уверенность, состоит в том, что большинство стран БРИК переносят кризис намного лучше, чем развитые страны.
Особенно важно то, что хорошо переносят кризис Индия и Китай - страны с самым большим населением. В случае Индии, консенсус-прогнозы на 2009 и 2010 годы указывают на то, что ее экономика будет расти почти на 6 процентов в год - в два раза быстрее, чем во время так называемых 'индийских десятилетий'. Не так уж плохо для периода фактического упадка в мировой экономике.
Вдобавок, также обнадеживает то, что Индия, судя по всему, избрала более прочное коалиционное правительство, и это означает, что ему будет проще проводить экономические реформы.
Что же касается Китая, в последнее время мне все чаще кажется, что кризис на самом деле стал для него благом в аспекте устойчивости роста. Осознав, что дни роста, обеспечиваемого масштабным экспортом, подходят к концу, правительство в Пекине было шокировано. В итоге Китай активно принялся за бюджетное и финансовое стимулирование экономики и начал серьезные социальные реформы. Это должно подготовить его к эпохе, в которой развитие будет обеспечивать в первую очередь внутренний спрос.
В результате мы прогнозируем, что ВВП Китая в этом году все равно вырастет больше, чем на 8 процентов, несмотря на ослабление экспорта. Мы также предполагаем, что в 2010 году внутренний спрос в Китае возрастет более, чем на 12 процентов, что позволит его ВВП увеличится больше, чем на 10 процентов. Вполне вероятно, что экономика обеих стран сможет впоследствии много лет подряд расти чуть ли не на 10 процентов в год, причем одновременно.
Россия, без сомнения слабее остальных и слишком зависит от нефти, однако сейчас цены на нефть опять начали подниматься. Российская экономика скоро снова начнет расти, а, чтобы оправдать место в БРИК, ей нужно в среднем лишь 3-4 процента роста.
В общем и целом БРИК развивается так, как мы предсказывали, и кризис этому только способствует. В 2009 и 2010 годах весь рост мирового ВВП будут обеспечивать эти страны. На их долю уже приходится 15 процентов от мирового ВВП, доля США в нем - больше половины. Китай уже обогнал Германию и собирается в следующем году или около того обогнать Японию. ВВП остальных либо уже больше канадского, либо превзойдет его в ближайшее время.
Как было понятно уже в 2001 году, эти страны должны участвовать в управлении мировой экономикой. Странно видеть, что они не задействованы в обновленной 'большой семерке' или 'восьмерке'. Разумеется, структура руководства МВФ и Всемирным банком также должна быть радикально изменена с учетом роли БРИК. Собственно говоря, создание 'большой двадцатки' можно считать шагом в правильном направлении.
Именно в этом контексте я и рассматриваю прошедший в России саммит. Хотя речь идет о четырех очень разных странах, все они густо населены и ВВП каждой из них вполне способен в ближайшие два десятилетия достичь 5 процентов от мирового, если уже не превысил эту планку.
До тех пор, пока лидеры БРИК не смогут довести до сознания лидеров развитого мира, что они не просто зашли на чашечку кофе, саммиты группы будут оставаться заметным элементом глобального ландшафта. Вполне вероятно, что они будут интересовать мировые финансовые рынки и СМИ больше саммитов 'большой восьмерки'.
Я подозреваю, что страны БРИК сформировали бы клуб и без моего участия. Если мы поможем им, то поможем и себе и получим в итоге более эффективную структуру управления миром.
Несколько лет назад, изучая потенциальных членов БРИК, мы придумали еще один термин - Next 11. Хотя ни одна из этих стран не способна войти в БРИК на равных, однако, по крайней мере, Индонезия, Иран, Нигерия, Турция и Мексика обладают солидным потенциалом.
В этом отношении особенно интересен Иран со своими 80 миллионами населения при высоком среднем уровне образованности. По нашей шкале GES (оценка условий роста), Иран показывает хорошие результаты. Как свидетельствуют нынешние беспорядки, технологии там также используются на высоком уровне.
Я часто думал о том, что, если в Иране изменится стиль руководства, и он начнет контактировать с остальным миром, это будет крайне полезно не только для него, но и для Ближнего Востока в целом. Если же он договорится с Индонезией, результат может быть совсем интересным.
Джим О'Нилл - руководитель отдела глобальных экономических исследований компании Goldman Sachs
___________________________________________________________