Президент России Дмитрий Медведев отправляется в свое первое африканское турне. По мнению обозревателей, Кремль пытается восстановить влияние на Черном континенте, во многом утраченное после распада Советского Союза.
В планах российского лидера - посещение четырех африканских государств: Египта, Нигерии, Намибии и Анголы.
Официальная цель визита - наращивание экономического сотрудничества, а также расширение присутствия российского бизнеса в Африке.
Визит Дмитрия Медведева происходит спустя три года после того, как его предшественник, Владимир Путин, побывал в Марокко и ЮАР.
Нынешнее турне Дмитрия Медведева уже называют "экспресс-марафоном" - на достижение стратегических целей ему отводится всего лишь четыре дня.
Ключевое государство
Первым в программе визита стоит Египет. Выбор этот совсем не случаен.
Государство находится на стыке арабского и африканского мира и играет важную геополитическую роль - как в Африке, так и на Ближнем Востоке. Недаром президент США Барак Обама выбрал именно Каирский университет в качестве площадки для обращения к мусульманскому миру в ходе своего последнего турне по региону.
Однако взгляд Москвы в данном случае направлен на Африку, поэтому сравнивать визиты Медведева и Обамы не имеет смысла, считают эксперты.
"Египет - важная страна, ключевая страна арабского мира, страна с самым большим арабским населением, - полагает президент российского Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. - Египет является местом, куда заезжать имеет смысл, хоть вы русский президент, хоть американский. Мы с американцами не отбиваем Египет друг у друга; у нас там своя программа, у них - своя. Если они где-то совпадают, значит, место интересное".
В Египте, как ожидается, будет подписан договор о стратегическом партнерстве между двумя странами.
Если с египетской стороной у России военно-технические и торгово-экономические связи находятся на достаточно высоком уровне, то с остальными африканскими странами, включенными в программу турне, их только предстоит наладить.
От идеологии к экономике
Советское правительство стремилось установить тесные отношения с африканскими государствами, которые, чаще на словах, чем на деле, выбирали социалистический путь развития.
Особенно это было заметно во времена холодной войны. Африка тогда стала настоящим полем сражения между Советским Союзом и Соединенными Штатами. Обе сверхдержавы всеми силами стремились установить свое превосходство на континенте.
Цели были разными, методы - схожими: поставки оружия, строительство предприятий, помощь в развитии сельского хозяйства и здравоохранения, подготовка специалистов.
С распадом Советского Союза связи ослабли, а внутренние экономические проблемы отвлекли внимание от Африки.
Сегодняшние интересы России лежат уже не в идеологической, а в экономической плоскости и сводятся к огромным запасам полезных ископаемых, которыми обладают государства африканского континента. Но и здесь у России уже есть конкуренты.
"Очень энергично ведет себя Китай, - считает российский историк-африканист Аполлон Давидсон. - Он строит дороги, организует торговлю в этих странах. Может быть, именно это и послужило причиной того, что США тоже намного энергичнее действуют на континенте. Это оживление интереса к Африке затронуло и Россию".
Лакомый кусок
Нельзя сказать, что для российского бизнеса Африка является неосвоенной территорией. Несмотря на то, что интерес к континенту активизировался только сейчас, в некоторых африканских странах давно и успешно работают российские компании.
Но масштабы их нынешнего присутствия несопоставимы с огромным потенциалом африканского континента.
"Рядом российских компаний проявляется большой интерес к участию в освоении природных ресурсов африканских стран. Наблюдается большой интерес к нефтегазовой области", - говорит заместитель директора Института Африки РАН Владимир Шубин, добавляя, что, по сравнению с Россией, стоимость работ в Африке значительно ниже.
Российский "Газпром" надеется стать участником проекта газопровода "Сахара", по которому газ будет транспортироваться из Нигерии в Европу. Как ожидается, в ходе визита Дмитрия Медведева российская и нигерийская нефтяные компании подпишут соглашение о сотрудничестве.
"Если у нас будет достаточно разума и достаточно ресурсов, то почему бы и нет. Но это зависит в первую очередь от нас самих", - делится своим мнением о перспективах этого сотрудничества Евгений Сатановский.
Среди российских компаний, которые работают в Африке - алюминиевый гигант "Русал" Олега Дерипаски, "Ренова" Виктора Вексельберга, а также вторая по величине в мире алмазная компания "Алроса".
Эксперты полагают, что возможностей для налаживания связей с африканскими странами достаточно, но перспективы здесь отнюдь не очевидны. И дело не только в России, проблемы могут возникнуть в самой Африке.
"В Нигерии очень сильны внутренние противоречия - между христианами и мусульманами, между разными народами, населяющими страну. Внутреннее положение очень сложное и непредсказуемое. Что касается Анголы и Намибии, то там положение не такое тревожное, поэтому возможно менее непредсказуемое будущее", - полагает Аполлон Давидсон.
О чем стараются не говорить в Африке
Однако и он, и многие другие российские эскперты сходятся во мнении, что старые связи, налаженные еще при советской власти, помогут Кремлю безболезненно перезагрузить отношения с африканскими друзьями.
"Кроме идеологии и политики, были и другие связи. Советский Союз строил промышленные предприятия, туда приезжали врачи, инженеры, геологи. Очевидно, это и есть основа для будущих взаимоотношений", - полагает Аполлон Давидсон.
С ним соглашается и Владимир Шубин.
"Тысячи молодых людей из этих стран учились в Советском Союзе, в новой России, и многие продолжают учиться, - говорит он, добавляя, что во многом между странами сохраняется политическое сотрудничество. - По большинству вопросов и Россия, и страны Африки занимают или идентичную, или весьма схожую позицию. Это проявляется в совместной работе в ООН и ряде других организаций'.
В самой Африке к намерениям России относятся с энтузиазмом. Однако, как полагает профессор Натальского университета в ЮАР Ирина Филатова, простым сотрудничеством в сфере производства энергии и добычи полезных ископаемых дело не ограничивается.
"Речь идет о том, чтобы посмотреть на то, как устроен мир, на переустройство мира, кто контролирует энергоресурсы, - считает профессор Филатова. - Москва понимает, что идет новая борьба за передел мира - с одной стороны страны, у которых есть энергоресурсы, а с другой те, у которых их нет. В Африке об этом прямо не говорят".
_______________________________________________________
Медведев будет добиваться "расширенного мандата" и энергетических сделок в Африке ("Bloomberg", США)
Нигерия: Проклятие нефти (BBCRussian.com, Великобритания)
Ангола: набирающая вес региональная держава проводит встречу в Москве ("Stratfor", США)