Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

После отхода от ВТО Россия встала на путь в никуда

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Никто не хотел верить в то, что такое может произойти, но это произошло. По словам Максима Медведкова, возглавляющего российскую сторону на переговорах о вступлении во Всемирную торговую организацию, 17 июня ВТО получила в Женеве "неофициальное устное уведомление о приостановке переговоров на срок, необходимый для проведения консультаций".

Никто не хотел верить в то, что такое может произойти, но это произошло. По словам Максима Медведкова, возглавляющего российскую сторону на переговорах о вступлении во Всемирную торговую организацию, 17 июня ВТО получила в Женеве "неофициальное устное уведомление о приостановке переговоров на срок, необходимый для проведения консультаций".

В то же время, Россия проинформировала членов ВТО о своих планах начать переговоры о вступлении в рамках таможенного союза (который пока не сформирован) в составе России, Казахстана и Белоруссии. Решение от 17 июня стало логическим результатом заявления, сделанного российским премьером Владимиром Путиным 9 июня на заседании межгосударственного совета ЕврАзЭС. Тогда он сказал, что три страны отзовут свои заявки на вступление в ВТО, а 1 января 2010 года создадут таможенный союз.

Ни одно из этих государств еще не уведомило официально ВТО о своем решении. А ЕС пока сдерживает свою официальную реакцию, и пресс-секретарь еврокомиссара по вопросам торговли Кэтрин Эштон (Catherine Ashton) заявил 11 июня, что Брюссель "ждет разъяснений" от Москвы.

Но представитель Путина Дмитрий Песков погасил все надежды на разворот России в обратную сторону. "Отзыв заявки [на вступление в ВТО] это технический вопрос. Она была фактически отозвана заявлением премьер-министра, и ВТО очень скоро получит официальные документы", - заявил он представителям СМИ.

Я не буду здесь делать предположения о целесообразности и практичности создания такого таможенного союза и о возможности его вхождения в ВТО. Консультации с 60-70 странами-членами ВТО уже показали, что такой шаг, даже если он возможен, существенно замедлит процесс вступления.

Но я порассуждаю о том, почему было принято такое решение, и каковы его возможные последствия для будущего России, ее места в мире и ее отношений с мировым сообществом.

Размышления о мотивах России затруднены непрозрачностью действий Москвы - даже главные переговорщики со стороны России не знали о планируемом решении. Сейчас они задним числом пытаются как-то его обосновать, заявляя, что это не приведет к задержке со вступлением России, хотя на самом деле, данное решение уничтожило их 16-летнюю работу, связанную с членством страны в ВТО.

Кое-кто усматривает в решении по ВТО элементы внутриполитической борьбы в России, которая возникла на фоне якобы имеющего место раскола в отношениях между Путиным и более либеральным российским президентом Дмитрием Медведевым. Если это правда, то такая ситуация означает, что в битве за права хозяина дома приносятся в жертву национальные интересы. Не слишком ли высока цена?

Но такое мнение может выдержать критику только в том случае, если раскол существует. Возможно, некоторые противоречия возникли из-за того, что их взаимоотношения носят какой-то размытый характер. Но пока нет никаких свидетельств открытого конфликта между двумя лидерами по ключевым вопросам. Поэтому предположения такого рода нельзя принимать во внимание при формировании мнения по поводу решения о вступлении в ВТО.

Другие видят в этом шаге проявление разочарования России переговорным процессом о вступлении. Она за 16 лет переговоров очень близко подошла к тому, чтобы стать членом ВТО, но сделать ей это так и не удалось. Решение изменить формат переговоров может быть попыткой усилить значимость и вес России как члена ВТО. Но не продуктивнее ли было просто выполнить требования по вступлению?

Презумпция невиновности?

Возможно, Россия действительно думает и заботится о региональной интеграции постсоветского пространства и хочет помочь этим странам присоединиться к мировому экономическому сообществу, имея в качестве образца Европейское экономическое сообщество.

Но как это согласуется с "молочной войной" России и Белоруссии (Россия поднимает пошлины на белорусское молоко на фоне политического спора) и с ее требованиями к Белоруссии расплатиться по "газовым долгам"?

Продолжая эту аргументацию, можно сказать следующее: если у России такие благородные цели, то она выполнила бы следующие условия:

- заранее уведомила секретариат ВТО о своем решении;

- шаги по созданию таможенного союза были бы предприняты раньше, и они были бы более целенаправленными; три страны синхронизировали бы свои переговоры по вступлению в ВТО, чтобы переход на уровень таможенного союза был менее болезненным.

На сегодняшний день продвижение этой тройки в переговорном процессе весьма неравномерно. Россия согласовала 90 процентов условий по вступлению, Казахстан 70 процентов, а Белоруссия не дотягивает и до 10 процентов.

На самом деле, ни одно из перечисленных выше условий не выполнено, а это вызывает сомнения в благородстве российских побуждений, а также заставляет говорить о том, что сегодня Россия просто не желает вступать в ВТО.

За этим решением может скрываться экономический кризис, который вызвал усиление протекционизма в России. Региональная интеграция может быть просто предлогом для выхода из переговорного процесса в момент, когда Россия имеет шанс вступить в ВТО в самом ближайшем будущем. Стремление сколотить таможенный альянс может также иметь отношение к политической ностальгии по Советскому Союзу.

Каковы бы ни были мотивы, возможные последствия для отношений России с остальным миром вызывают обеспокоенность.

Помимо всего остального, данное решение способно нанести еще больший ущерб имиджу страны. В ходе январской "газовой войны" с Украиной Россия утратила свою репутацию надежного партнера. Сейчас она рискует утратить звание "предсказуемого партнера" - а это очень важное требование в международном сообществе.

Соглашение ЕС-Россия в опасности

Переговоры ЕС и России по новому стратегическому двустороннему соглашению включают вопрос о создании зоны свободной торговли. А это будет возможно лишь после присоединения России к ВТО. Сейчас такая перспектива отдаляется. Пострадает от этого и перспектива "перезагрузки" отношений с США.

Больше всех от этого пострадает сама Россия. Нельзя всерьез воспринимать заявления о том, что Москва, отрезав себя от внешнего мира, сможет поддерживать национального производителя. Не убедительны также аргументы о том, что с экономическим кризисом легче справляться в одиночку либо в союзе с региональными партнерами.

ВТО это экономическая модель открытого общества. Отказ от вступления в эту организацию или существенная задержка с членством означает отказ или задержку с интеграцией в рамках глобального открытого сообщества. Это говорит о нежелании играть по общим правилам, а в итоге равнозначно самоизоляции.

Такого рода самоизоляция полезна только в том отношении, что она помогает сохранить власть действующему режиму. Если настоящая причина отхода России от ВТО это протекционизм и самоизоляция, остается только выразить сочувствие российскому народу, который лишают надежд на светлое будущее. В сегодняшнем глобализованном мире самоизоляция это путь в никуда.

Олена Пристайко - научный сотрудник брюссельского Центра "ЕС-Россия".

___________________________________________________________

Русский гамбит с ВТО ("The Wall Street Journal", США)

ВТО пытается разобраться в новом подходе России ("The Financial Times", Великобритания)

Обсудить публикацию на форуме