Аресты демонстрантов в Иране и гибель, по меньшей мере, десяти участников протестов вызывают беспокойство, отмечают газеты. Власти признали ряд нарушений на выборах, но повторное голосование остается под вопросом.
Financial Times Deutschland пишет:
"Когда в Иране официальные средства массовой информации сообщают, что Совет стражей обнаружил множество нарушений, пусть и не имеющих решающего значения для итогового результата голосования, это, примерно, равнозначно тому, если бы в бывшей ГДР Политбюро усомнилось в достоверности своих непременных 99-и процентов. Колебания властей придают уверенности тем сторонникам лидера оппозиции Мир-Хосейна Мусави, которые не согласны удовлетвориться одним лишь пересчетом голосов. Один лишь тот факт, что Совет стражей признал, что в пятидесяти избирательных округах было подано больше голосов, чем зарегистрировано избирателей, показывает, что доверять чиновникам нельзя. Движение протеста чувствует себя столь сильным, что готово признать исход голосования лишь в том случае, если состоятся новые выборы с участием международных наблюдателей. До этого, впрочем, дело не дойдет. Судьба духовного лидера страны аятоллы Хаменеи столь тесно связана с судьбой президента, что низвержение Ахмадинежада будет представлять опасность и для Хаменеи".
Комментатор газеты Handelsblatt - проживающий в Германии иранский политолог Бехруз Хосрозаде, видит два возможных пути развития событий:
"Сторонники реформ могут добиться аннулирования результатов выборов. Это может стать реальностью в том случае, если Мусави удастся убедить достаточное число сторонников продолжить уличные протесты, так как это было во время выступлений против шаха в 1979 году. Политику в Иране и сегодня определяет не только Хаменеи, но и улица. Если дело дойдет до перевыборов, то победа Мусави обеспечена. Однако режим может ужесточить меры по подавлению протестов. В настоящее время все свидетельствует именно об этом. Полицейские силы режима мулл самые многочисленные и хорошо оснащенные на Ближнем Востоке. Поддержку им оказывают Корпус стражей исламской революции "Сепах" и народное ополчение "Басидж", известные своей жестокостью.
До сих пор стратегия режима была направлена на то, чтобы обезглавить оппозицию, лишив ее поддержки масс. "Сепах" пока что воздерживается от вмешательства, но время компромиссных решений подходит к концу. Мусави призывает к всеобщей забастовке в том случае, если его арестуют. В 1978 году такого рода забастовка нефтяников и торговцев сломила хребет режиму шаха. Какой бы сценарий ни был осуществлен, Исламская республика никогда уже не будет такой, какой она была до выборов 12-го июня".
______________________
Тревожные события в Иране - взгляд из Израиля ("Maariv", Израиль)
Интифада реформаторов ("Зеркало Недели", Украина)