Переговоры велись в течение долгих лет. Теперь правительственные соглашения по поводу строительства трубопровода Nabucco почти готовы. Они должны обеспечить Европу газом с Каспийского моря и сделать ее независимой от российского экспорта энергоресурсов.
В берлинском представительстве немецкой компании RWE туркменский гость сидел немного в стороне. Этот дипломат за бокалом вина беседовал с ведущими политиками и парой влиятельных руководителей немецкого энергетического сектора. Его страна поставит RWE столько газа, сколько та пожелает, сказал он. Президент Гурбангулы Бердымухамедов уже разрешил RWE разведывать, а затем разрабатывать собственные газовые месторождения в Каспийском море. Гость сказал, что его страна хочет ориентироваться на Запад. Как уверяют руководители RWE, были подписаны соответствующие рамочные соглашения.
После того, как Туркменистан заверил всех в том, что он сможет поставлять газ в объемах, необходимых для заполнения трубопровода Nabucco, проект строительства этого газопровода длиной в 3300 километров стоит на пороге своего осуществления. По утверждению некоторых лиц, участвующих в этом процессе, на днях будут обсуждаться уже готовые к подписанию правительственные соглашения между всеми транзитными странами, участвующими в проекте. В течение следующих недель, скорее всего, будет подписаны соответствующие документы с Анкарой, как сообщил руководитель отдела планирования компании RWE Supply and Trading Нил Макмиллан (Neil McMillan). Тем самым создадутся условия для осуществления одного из самых честолюбивых проектов Европейского Союза за все последние годы. Строительство должно начаться уже в 2011 году.
Запуск газопровода Nabucco должен обеспечить, прежде всего, газоснабжение Южной Европы и Германии. Зависимость от России и Украины должна уменьшиться.
Европейский Союз выделяет на этот проект большие деньги. Через различные банки развития и государственные фонды проходит в общей сложности 3,8 миллиарда евро, предназначенных для строительства трубопровода - это примерно половина общей суммы инвестиций в проект. Государственные деньги необходимы для реализации проекта.
Эта необходимость возникла, потому что в разгар финансового кризиса банки стали осторожными. А транзитные страны, такие как Венгрия или Болгария, с их энергетическими компаниями, не относятся к категории популярных заемщиков. Поэтому только Европейский инвестиционный банк собирается предоставить на эти цели кредит, превышающий 2,5 миллиарда евро. К этому добавляется миллиардный кредит Европейского банка реконструкции и развития и прямая субсидия на трехзначную сумму (в миллионах евро), выделяемая в рамках конъюнктурной программы Евросоюза.
Европейские политики по мере сил поддерживает этот проект. Европейский комиссар Андрис Пиебалгс (Andris Piebalgs) в ходе продолжительных поездок по Европе и Азии искал поддержки у партнеров. Как ЕС в целом, так и отдельные страны уже заявили о том, что в рамках государственного регулирования для Nabucco будут сделаны исключения.
Всего несколько дней назад глава отдела энергетической политики федерального министерства экономики Детлеф Дауке (Detlef Dauke) побывал в Азербайджане. Целью визита было привлечение к сотрудничеству этой прикаспийской страны. Дауке пообещал азербайджанцам, что этот проект откроет новый этап в энергетической истории Европы и "станет основой для дальнейшего сотрудничества между нашими странами". Президент Азербайджана Ильхам Алиев гарантирует ежегодные поставки более семи миллиардов кубометров газа для заполнения газопровода Nabucco.
Даже с Турцией, похоже, в скором времени будет найдено решение этой проблемы. До сих пор турки требовали автоматического забора для собственных нужд 15 процентов газа, транспортируемого в Европу через Nabucco. Тем самым они хотели уменьшить свою зависимость от России.
Теперь же сообщается, что одна государственная турецкая компания будет осуществлять покупку газа по рыночным ценам и таким образом подключит к проекту турецкое государство - которое будет, к тому же, получать с этого налоги и напрямую пользоваться энергоресурсами, как сообщают участники переговоров. В ответ турки отменят некоторые свои требования.
Причиной того, что теперь участвующие в проекте правительства спешат прийти к некому единому решению, стал взрыв, произошедший в Туркменистане. После него произошел прорыв в переговорах о строительстве газопровода. Туркменский гость берлинского представительства компании RWE объяснил, почему его страна непременно хочет продавать газ в Европу. Туркменистан обладает большими газовыми запасами в регионе, и мог бы в одиночку обеспечить заполнение газопровода.
История гостя RWE началась в апреле. В годы экономического подъема, отмечавшегося в последние годы, Россия заключила долгосрочные контракты с фиксированной ценой на поставки газа из Туркменистана. Но поскольку цены на газ, продаваемый далее на Запад, после начала экономического кризиса стали падать - вслед за ценами на нефть - Россия попыталась провести новые переговоры по этому вопросу. Когда это не удалось, российский государственный концерн "Газпром" 7 апреля объявил о прекращении на 24 часа поставок газа из Туркменистана - по официальной версии, для проведения работ по техническому обслуживанию на одном из трубопроводов. Но туркмены не были готовы быстро остановить поставки. После того как трубопровод был перекрыт, одна из его веток на участке Довлетабат-Дерялык взорвалась. Поставки из Туркменистана после этого были прекращены на неопределенное время.
Это стало шоком для туркмен, таким же, каким был шок европейцев после российско-украинского газового конфликта. "Мы больше не доверяем России", - сказал один туркменский дипломат. "Мы лучше будем поставлять газ напрямую в Европу".
Туркмены - не единственные поставщики, которые готовы к этому. Австрийская энергетическая компания OMV заключила соглашение о поставках с Ираком. Согласно ему должна начаться разработка месторождений в курдской автономии. Австрийцы совместно со своими партнерами собираются инвестировать в этот проект почти шесть миллиардов евро, чтобы ежегодно транспортировать через Nabucco на Запад до трех миллиардов кубометров газа. Даже Турция выражает готовность согласиться на подключение Курдистана к газопроводу Nabucco. Поскольку сделка осуществляется через иракское правительство, курды не должны де факто признаваться государственным образованием.
Проектировщики газопровода Nabucco в среднесрочной перспективе рассматривают даже возможность сотрудничества с Ираном. Иранский министр нефти Голам Хосейн Нозари несколько недель назад посетил Германию, где провел переговоры по поводу участия в проекте Nabucco. Как сообщают информированные источники, планируется подключить к проекту иранские месторождения - с помощью трубопроводов, идущих через Сирию и Ирак. В планах даже стоит подключение Ирана к европейско-азиатской газотранспортной сети через территорию Турции. Однако с политической точки зрения идея подключения к проекту Ирана пока представляется неосуществимой.
Несмотря на все эти проблемы, германская газовая компания уже начала действовать. Региональная энергетическая компания Bayerngas открыла представительство в Тегеране, чтобы вести там переговоры о заключении энергетических сделок. Это предприятие раньше принадлежало концерну E.on и было тесно связано с компанией Ruhrgas. Сегодня им владеют коммуны Южной Германии. Одни из представителей Bayerngas заявил, что "иранские ресурсы весьма привлекательны". Если политическая обстановка в стране действительно изменится, то будет целесообразно с помощью газовых поставок снова подключить Иран к системе мировой экономики. "Россия в годы "холодной войны" тоже поставляла газ в Германию".
________________________________________________________
Трубопровод в беде ("Newsweek", США)
Россия постепенно затягивает удавку на шее Nabucco ("New Europe", Бельгия)
У курдов и арабов Ирака простой выбор: мириться или драться ("Reuters", Великобритания)
Россия использует Южный поток, чтобы блокировать Nabucco, считает аналитик ("Curierul National", Румыния)
"Газпром" обостряет спор с Туркменистаном по вопросу цен на газ ("The Financial Times", Великобритания)