Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Газовый рынок Украины - по-прежнему уравнение со многими неизвестными

Газовый рынок Украины - по-прежнему уравнение со многими неизвестными picture
Газовый рынок Украины - по-прежнему уравнение со многими неизвестными picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В свое время премьер-министр Украины Юлия Тимошенко разрекламировала январскую сделку между российским "Газпромом" и государственной компанией 'Нафтогаз Украины' как средство создания прозрачности в секторе путем ликвидации сомнительного посредника в лице 'Росукрэнерго'. Однако, несмотря на выход 'Росукрэнерго', украинскому газовому рынку по-прежнему далеко до прозрачности - а 'Нафтогазу' далеко до того, чтобы стать единственным поставщиком газа отрасли.

В свое время премьер-министр Украины Юлия Тимошенко разрекламировала январскую сделку между российским "Газпромом" и государственной компанией 'Нафтогаз Украины' как средство создания прозрачности в секторе путем ликвидации сомнительного посредника в лице 'Росукрэнерго'. Однако, несмотря на выход 'Росукрэнерго', украинскому газовому рынку по-прежнему далеко до прозрачности - а 'Нафтогазу' далеко до того, чтобы стать единственным поставщиком газа отрасли.

'Нафтогаз' перекрыл наш газ 5 мая, завод полностью прекратил работу', - сообщил BNE источник, близкий к руководству 'Ровноазота', крупнейшего на Западной Украине производителя азотных удобрений. - А причиной является личная вражда между премьер-министром и Дмитрием Фирташом. У нас нет долгов перед 'Нафтогазом'.

Являясь совладельцем зарегистрированной в Швейцарии компании по торговле газом 'Росукрэнерго', Дмитрий Фирташ до января 2008 г. был тем, кто, по всей видимости, контролировал славящуюся своей непрозрачностью украинскую газовую промышленность. По этой причине он раздражал вспыльчивую Тимошенко.

В 2008 г. Тимошенко объявила, что ее задача - убрать с газового рынка 'Росукрэнерго' и посредников вообще. Она заявила, что эта цель была достигнута в газовом соглашении, подписанном 'Нафтогазом' и "Газпромом" в январе и завершившем противостояние между двумя странами, в ходе которого были вновь сорваны поставки газа в Европу. Соглашение предусматривало, что в будущем "Газпром" будет продавать газ непосредственно 'Нафтогазу', а 'Нафтогаз' получит статус монопольного импортера газа в Украину.

Однако в мае конфликт принял новый оборот, когда 'Нафтогаз' прекратил поставки газа трем химическим компаниям, принадлежащим Фирташу, - 'Ровноазоту', Крымскому содовому заводу и 'Крымскому титану'. 'Нафтогаз' заявлял, что компании задолжали ему за поставки газа, а компании утверждали, что они потребляют газ, приобретенный ранее.

По сообщениям СМИ, решение 'Нафтогаза' о возобновлении поставок крымским химическим компаниям Фирташа привело к отставке 25 мая заместителя председателя правления концерна Владимира Триколича. 'За это решение Тимошенко потребовала его голову', - заявил источник, близкий к руководству 'Ровноазота'.

Темный лес

Эпизод с компаниями Фирташа показывает, что устранение 'Росукрэнерго', возможно, усилило государственный контроль над газовым сектором Украины, но не создало желанной прозрачности. Фактически, данный шаг мог привести к прямо противоположным результатам, поскольку украинская промышленность продолжает находиться в состоянии хаоса.

Поставки газа промышленным предприятиям - единственная прибыльная часть газового сектора Украины, поскольку тарифы на газ, поставляемый частным потребителям и компаниям газоснабжения общего пользования, жестко регулируются государством. Поэтому, когда Тимошенко пообещала устранить посредников, она отчасти руководствовалась желанием улучшить катастрофическое до сих пор финансовое положение 'Нафтогаза', дав компании доминирующую позицию на рынке поставок промышленным предприятиям. По данным Украинского центра энергетических исследований, платежная дисциплина промышленных предприятий (исключая компании газоснабжения) составляет 86,1% при общем уровне долга в 2 млрд. долларов.

Так что если химическим компаниям Фирташа отключили газ за долги, которые, как утверждается, составляют менее 1 млн. долларов, то другие олигархи погрязли в существенно больших долгах без каких-либо последствий. Похоже, таков случай Индустриального союза Донбасса (ИСД), принадлежащего магнатам Сергею Таруте и Виталию Гайдуку. Письмо, попавшее 10 июня в распоряжение делового еженедельника 'Коммерсантъ-Украина', показывает, что заместитель главы 'Нафтогаза' Игорь Диденко отдал прямое распоряжении о продолжении поставок на заводы ИСД, несмотря на то, что долг конгломерата достиг почти 51 млн. долларов. Очевидно, по чистой случайности Виталий Гайдук возглавляет службу советников Тимошенко, а глава 'Нафтогаза' Олег Дубинин [так в тексте - прим. пер.], прежде, чем перейти в декабре 2007 г. в 'Нафтогаз', был председателем правления Дзержинского металлургического комбината. ИСД - один из крупнейших должников среди промышленных групп. Его долг оценивается в 3 млрд. долларов, причем 500 миллионов должно быть выплачено уже в 2009 г.

Группа 'Приват', совладельцем которой является Игорь Коломойский, - это еще одна из тех олигархических структур, которые, как говорят, находятся в фаворитах у Тимошенко. Она поддержала группу в ее попытках поглощения Никопольского завода ферросплавов, принадлежавшего самому богатому человеку Украины Виктору Пинчуку. Этот скандал, разгоревшийся в 2005 г., привел к ее первой отставке с поста премьера.

Кроме того, 'Приват', посредством крупнейшей в стране компании по добыче нефти и газа 'Укрнафта', является обладателем крупного подземного газохранилища, объем которого оценивается в 3-10 млрд. кубометров. Хотя государство фактически владеет 51 процентом акций 'Укрнафты', 'Приват' с пакетом в 42 процента, осуществляет операционный контроль над компанией, назначая членов ее руководства. По закону, принадлежащая государству 'Укрнафта', может продавать газ домашним хозяйствам только по цене, которая примерно в 11 раз ниже цены для промышленных предприятий. Поэтому 'Приват' с 2007 г. блокирует продажу газа 'Укрнафты', что стало причиной образования запасов.

Но когда в конце февраля вице-президент 'Укрнафты' Валентин Франчук, связанный с группой 'Приват', стал заместителем председателя правления государственного 'Нафтогаза', аналитики решили, что поставки газа 'Укрнафты' промышленным предприятиям - лишь вопрос времени. Действительно, в конце мая появились первые обрывочные сообщения инсайдеров газовой торговли о начале поставок газа 'Укрнафты' промышленности и снятии возражений правительства.

Аналитики подтверждают, что 'Укрнафта' продает свою нефть по искусственно заниженным ценам компаниям, аффилированным с 'Приватом'. Поскольку в состав группы входят такие крупные потребители газа, как металлургические и химические заводы, будет логично предположить, что аналогичная схема действует и в случае газа, хотя это еще не доказано.

'Газпром сбыт'

В наибольшем выигрыше от устранения Тимошенко 'Росукрэнерго' оказался сам "Газпром" - как через полностью принадлежащую ему дочернюю компанию "Газпром сбыт Украина", так и в качестве потенциального прямого поставщика газа химическому сектору Украины.

В соответствии с январскими газовыми соглашениями, "Газпром сбыт" получил право на приобретение 25 процентов объема импорта газа и перепродажу промышленным предприятиям не более 7,5 млрд. кубометров. По словам генерального директора "Газпром-сбыта" Анатолия Подмышальского, компания планирует продавать в 2009 г. 4-5 млрд. кубометров. 'То, что Тимошенко избавилась от посредников, - это миф, - заявил BNE Богад [так в тексте - прим. пер.] Соколовский, советник президента Виктора Ющенко по энергетическим вопросам. - Что такое "Газпром сбыт", как не посредник, причем такой, который затмевает собой всех прежних. И объясните мне, как так получается, что "Газпром сбыт Украина" заключает контракты с самыми платежеспособными компаниями страны?'

"Газпром сбыт" не может продавать газ дешевле, чем 'Нафтогаз', поскольку он перекупает свой газ у 'Нафтогаза' по импортной цене, а ему нужна прибыль. Однако в кризисные времена, благодаря материнской компании, он обладает ресурсами для того, чтобы предложить существенно более гибкие условия платежей и большую надежность поставок, чем 'Нафтогаз', находящийся в тяжелом финансовом положении. Это означает, что он вполне может заинтересовать платежеспособные, ориентированные на будущее компании, которые могут позволить себе платить надбавку ради получения дополнительной гибкости платежей, в то время, как 'Нафтогаз' требует от промышленных предприятий предоплаты. Позже 'Нафтогаз' остается с самыми убогими участниками рынка, неспособными заплатить по счетам.

Однако вакуум, оставленный Фирташом и 'Росукрэнерго', заполняет не только "Газпром сбыт" - большой брат "Газпром" тоже начинает маячить на горизонте как потенциальный прямой поставщик украинским предприятиям, а плацдармом ему служат пострадавшие от кризиса химические предприятия Украины.

Министр промышленности Украины Владимир Новицкий заявил 3 июня, что шесть производителей азотных удобрений получат разрешение на покупку газа непосредственно у зарубежных компаний. 'Производители азотных удобрений находятся в особом положении, - сообщил BNE источник в Союзе химиков Украины, участвовавшем в лоббировании резолюции. - Для них газ - это не просто источник энергии, а ключевой сырьевой материал, на который приходится около 70% затрат'.

'Поставщиками могут быть известные российские компании, - объясняет источник. - Это стало бы шагом в сторону демонополизации газового рынка. В конце концов, что такое сам 'Нафтогаз Украины', как не гигантский посредник?'

Но данный шаг вызвал озабоченность по поводу того, что любая компания, поставляющая более дешевый газ непосредственно этим компаниям, окажется в наиболее выгодной позиции для их последующего приобретения или приватизации. До сих пор президент Ющенко ожесточенно сопротивлялся попыткам правительства приватизировать Одесский припортовый завод, самый важный стратегический актив химической промышленности Украины, включенный в список компаний, подлежащих приватизации. Крупнейший российский нефтехимический холдинг 'Сибур' является дочерним предприятием "Газпрома". 'Все это кажется нечистой затеей, - говорит Соколовский о решении правительства. - По сути, оно напрямую противоречит газовому соглашению между "Газпромом" и 'Нафтогазом', которое предусматривает, что 'Нафтогаз' будет монопольным импортером. Как же это будет возможно?'

_________________________________________________________

ЕС работает над предотвращением газового кризиса ("The Wall Street Journal", США)

Выход есть ("Kyiv Post", Украина)

Украина: жизнь взаймы за счет одолженного времени и российского газа ("New Europe", Бельгия)

Обыск в украинской газовой компании ("The Washington Post", США)

Обсудить публикацию на форуме