Ни германское правительство, ни обанкротившийся американский автопроизводитель General Motors никогда этого не признают, но соперничающие претенденты на подразделение GM Opel являются лишь пешками в игре в покер на высокие ставки с претендентом-фаворитом Magna.
Magna, канадский поставщик автозапчастей, и его поддерживаемый Кремлем партнер "Сбербанк" объединились в качестве единственного претендента на Opel, удобного для большинства сторон с долей в судьбе автопроизводителя - GM, германского правительства, профсоюзов и дилеров. Так считают аналитики и источники, близкие к сделке.
Но пока GM и Берлин работают над сделкой, они не могут себе позволить становиться заложниками требований Magna.
Таким образом, аналитики отрасли рассматривают визит представителей Beijing Automotive Industry Corp (BAIC) в штаб-квартиру Opel на этой неделе как средство усиления давления на Magna и страховку для GM - на случай, если сделка с Magna не состоится.
'Magna определенно хочет достичь соглашения, и российский премьер Путин также этого хочет, то есть, серьезные намерения есть, и для того, чтобы сделка провалилась, должно также случиться нечто серьезное', - говорит эксперт агентства IHS Global Insight Кристоф Штюрмер (Christoph Stuermer). Он убежден в том, что сделка состоится.
Поскольку 15 июля приближается, источники, близкие к переговорам, не исключают появления неожиданных требований и угроз отсрочки, или даже атмосферы балансирования на грани допустимого, однако они воспринимают это как часть шоу и говорят, что конечные интересы GM и Magna совпадают.
'Я думаю, что эти переговоры с BAIC - больше в духе 'если с Magna не срастется'. Не слышал, чтобы кто-то внутри GM считал, что сделка с Magna не идет полным ходом', - говорит источник в GM.
Другой источник, близкий к Magna, говорит: 'Переговоры продвигаются успешно, на прошлой неделе был хороший прогресс: На настоящий момент реальных камней преткновения нет'.
В команде с российским партнером ГАЗ Magna уже один раз подвела GM - тогда, по сообщениям источников из GM, компания внезапно отказалась покупать долю в поставщике дизельных двигателей Opel, итальянской компании VM Motori, и нет гарантии, что подобного не повторится.
Magna направила предложение о предоставлении Opel 350 миллионов евро для покрытия дыры в финансировании, но после того как ее единственный на тот момент соперник Fiat сошел с дистанции, она неожиданно начала настаивать на бОльших гарантиях для погашения, из-за чего Берлин почувствовал себя загнанным в угол.
Генеральный директор GM Фритц Хендерсон (Fritz Henderson) заявил, что переговоры c Magna - не единственные, и несколько раз подчеркнул, что гонка осталась открытой для BAIC и Fiat. Даже дисквалифицированного претендента RHJ International снова представляют как вариант, однако, в этой игре время играет не на всех.
'Разумеется, все это - лишь для того, чтобы усилить давление на Magna: Они должны достичь соглашения, и, по моему мнению, это произойдет', - говорит Яаап Тиммер(Jaap Timmer), глава ассоциации европейских дилеров Opel Euroda.
Инсайдеры говорят, что автопроизводитель сдвинул ключевые затраты на четвертый квартал - для того, чтобы избежать утечки финансов, и активизация производства на заводе Ellesmere Port для ноябрьского запуска на рынок хетчбэка Astra, главной новой модели Opel, может оказаться под угрозой, если GM не закроет следку до всеобщих выборов в Германии 27 сентября.
Политическое маневрирование
Magna - единственный претендент, подписавший какие-либо документы, и пока сделка не состоялась, это заявление о намерениях составляет базу для приемлемого для всех сторон решения.
Премьер-министры Гессена и Тюрингии, земель, которые принимают важнейшие сборочные заводы Opel, больше заинтересованы в скорейшем завершении парализующей неопределенности, и меньше - в том, чтобы выжать максимум из уступок.
'Я верю, что переговоры придут к хорошему результату', - сказал недавно премьер-министр Тюрингии Дитер Альтхаус (Dieter Althaus) агентству Reuters. Он также добавил, что не видит ни 'особых угроз', ни 'реальной альтернативы' переговорам с Magna.
Большинство вовлеченных в процесс сторон критически отнеслись к министру экономики Карл-Теодору цу Гуттенбергу (Karl-Theodor zu Guttenberg), который отличился среди коллег по кабинету министров и попытался отказаться от сделки с Magna, и сочли, что он переигрывает и создает тактические диверсии.
'В Берлине принялись за политическое маневрирование, и я не думаю, что они действительно совершат нечто такое, что поставит под угрозу соглашение с Magna', - говорит аналитик IHS Штюрмер.
Правительству, однако, придется нелегко - изображать, что оно еще не определилось, и это после подписания чека на 1,5 миллиарда евро для удержания наплаву автопроизводителя до того момента, пока не найдется инвестор.
Человек, недавно около часа беседовавший об Opel с высокопоставленным чиновником Министерства экономики Йохеном Хоманном (Jochen Homann), говорит, что Министерство не воспринимает BAIC в качестве жизнеспособной альтернативы: 'По мнению Хоманна, Magna находится в выигрышной позиции'.
Даже профсоюзный лидер Opel Клаус Франц (Klaus Franz) больше не выказывает признаков озабоченности тем, что переговоры сорвутся на этой стадии и разрушат надежды 50 тысяч европейских рабочих Opel.
'Я выучил наизусть четырехстраничный 'Меморандум о понимании' на английском и немецком слово в слово, и я не вижу серьезных препятствий тому, чтобы сделка состоялась', - сказал агентству Reuters 57-летний опытный профсоюзный лидер и член наблюдательного совета Opel.
____________________________________________________________
Китайцы насчет Opel - всерьез ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)
Opel и Кремль: не обернется ли скандалом покупка Россией акций компании? ("Spiegel", Германия)
План компании Magna для Opel зиждется на возможности восстановления экономики России ("The Wall Street Journal", США)