Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Взлет и падение японской версии Playboy связаны с отношением Японии к США

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Обнаженные блондинки, интервью со знаменитостями, суровые детективные истории : Все это присутствовало в японской версии американского мужского журнала Playboy - Monthly Playboy, издаваемого компанией Shueisha, и все это было отражением японских представлений о США, пока журнал в ноябре прошлого года не исчез из газетных киосков.

Обнаженные блондинки, интервью со знаменитостями, суровые детективные истории : Все это присутствовало в японской версии американского мужского журнала Playboy - Monthly Playboy, издаваемого компанией Shueisha, и все это было отражением японских представлений о США, пока журнал в ноябре прошлого года не исчез из газетных киосков.

Первый номер "мирового мужского журнала" поступил в продажу в мае 1975 года. На тот момент прошло всего 11 лет после снятия ограничений на зарубежные поездки, и Соединенные Штаты оставались для Японии чем-то таинственным, хотя ежегодно США посещало всего 750000 японцев. Первый выпуск журнала в количестве 440000 экземпляров разошелся буквально за несколько часов. Спустя шесть месяцев его тираж вырос примерно до 900000 экземпляров.

68-летний Чин Наито (Chin Naito), который раньше вел знаменитую колонку "Yomazu ni Shineru ka!", скучает по тем дням.

"Тогда все, что приходило из Америки, было большой новостью. Фотографии красоток и кинозвезд, важные политические новости - все это были "письма из Америки". Вот почему это продавалось".

Для японцев Америка середины 70-х была далека от идеала. После Уотергейтского скандала 1974 года и бесславного окончания войны во Вьетнаме в 1975-м вскрылись гнилые стороны государства, которое на протяжении 30 лет после Второй мировой войны внушало страсть и страх. Таким образом, были созданы условия для борьбы против традиционных авторитетов и ценностей.

Среди японской молодежи, которая потерпела поражение в ходе университетских бунтов 1968 года и политических кризисов 70-х, существовала близость и некая привязанность к бедной части США, а также влечение к насущным и жизненно важным идеям Америки. Смешанные чувства той эпохи находили яркое отражение в содержании и форме Monthly Playboy.

"Там был секс, там был Жан-Поль Сартр", - говорит заместитель главного редактора первого выпуска журнала Такааки Ике (Takaaki Ike). Его фотографии "ню" на развороте считались одновременно вызовом и освобождением от господствовавшей морали того времени. А его статьи, включая колонку лауреата Пулитцеровской премии Джона Апдайка, и интервью с Джоном Ленноном накануне его гибели означали, что это издание находится на переднем крае интеллектуального мира.

Около 80 процентов статей для японского издания журнала писались внутри страны. Но три главных принципа, определявших редакционную политику журнала - свобода, оппозиция и перемены - были взяты прямо из американской версии. У американского собрата были позаимствованы также фотографии и редакторские приемы, включая макет журнала.

Как и всегда, Соединенные Штаты продолжали вдохновлять Японию, на сей раз как образец и модель модернизации. Однако развитие Японии как экономической державы изменило характер их взаимоотношений. Япония и США стали экономическими конкурентами, и вскоре между ними возникли торговые трения. В конце 80-х тираж журнала резко сократился - одновременно с падением престижа и ухудшением имиджа Америки в Японии. Символом тех тенденций стало интервью с депутатом нижней палаты парламента того времени Синтаро Исихара (Shintaro Ishihara), написавшим в соавторстве свое знаменитое эссе "Япония, способная сказать "Нет"". В 1990 году эту статью напечатали в американском издании Playboy.

За год до этого количество японцев, посетивших Соединенные Штаты, достигло отметки в 3 миллиона человек. К 1997 году этот показатель постепенно достиг пика в 5,36 миллиона. 60-летний Харуо Кикучи (Haruo Kikuchi), который 15 лет проработал в редакции журнала с самого первого его выпуска, говорит, что это вызвано тем, что сегодня японцам кажется, будто они лучше понимают американцев.

"Журнал стал им менее интересен", - отмечает он. Из-за такого снижения интереса продажи Monthly Playboy резко упали, и на момент публикации его последнего номера составляли всего 50000 экземпляров.

Американская версия Playboy продается в настоящее время в 20 с лишним странах по всему миру. В 2006 году его первый выпуск в Индонезии столкнулся с яростным сопротивлением исламистских группировок. Но журнал в этой стране продолжают публиковать, и волны американской поп-культуры, которые прокатываются по Японии на протяжении 33 лет, как и прежде преодолевают национальные, религиозные и политические границы.

Но бывший редактор журнала 68-летний Кацухико Симаджи (Katsuhiko Shimaji), который был предан изданию и в его лучшие годы, и в период упадка, сегодня почти не ездит в США, хотя прежде очень часто посещал эту страну.

"Когда я вспоминаю сейчас о том времени, мне кажется, что у Америки был этакий позолоченный имидж. Но те части, которые блестели, были все же настоящими", - говорит он.

Сейчас Япония больше не нуждается в Америке как в образце и примере. Но сумела ли она сформировать свои собственные ценности и взгляды?

____________________________________________________________

Дзюдо как урок для российско-японской дипломатии ("Mainichi", Япония)

Может ли экономическое сотрудничество способствовать разрешению спора с Россией об островах? ("Yomiuri", Япония)

Обсудить публикацию на форуме