В этом году форум стран-партнеров НАТО по вопросам безопасности прошел в далекой столице постсоветского нефтегосударства Казахстан. Это мероприятие было решено впервые провести за пределами Европы; таким образом альянс пытается заручиться большей поддержкой своих операций в соседнем Афганистане.
Астана, ставшая столицей Казахстана лишь 12 лет назад и все еще похожая на одну большую стройплощадку, представляет собой причудливую смесь советских многоэтажек, современных небоскребов и экстравагантных сооружений, спроектированных знаменитыми архитекторами, в том числе Норманном Фостером (Norman Foster).
В своем основном докладе в четверг 25 июня на Форуме НАТО и его стран-партнеров по вопросам безопасности (ФНПБ) генеральный секретарь альянса Яаап де Хооп Схефер (Jaap de Hoop Scheffer) высоко отозвался об облике столицы, назвав ее 'оазисом современной архитектуры в бескрайних степях Казахстана'.
Астана, построенная почти с нуля на пустынной равнине в центре страны, символизирует размах амбиций 'вечного' президента страны Нурсултана Назарбаева, только что отпраздновавшего двадцатилетие пребывания у власти. Единственный из представителей руководства бывшего СССР и близких союзников Михаила Горбачева, оставшийся у руля после распада Союза, Назарбаев умело лавирует между российскими, китайскими, американскими и в меньшей степени европейскими интересами, связанными с его богатой нефтью страной.
Казахстан, связанный с НАТО партнерскими отношениями, но не стремящийся к вступлению в альянс - страна размером почти с Западную Европу, входящая также во все экономические и военные блоки, созданные двумя ее могучими соседями, включая и Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС).
Одним из позитивных результатов форума, по словам Схефера, стал его первый 'обмен мнениями' с генеральным секретарем ШОС Болатом Нургалиевым, казахским дипломатом, родившимся в небольшом городке, что превратился позднее в новую столицу Астану. Заметив, что деятельность Шанхайской организации сотрудничества 'интригует многих на Западе', Нургалиев пояснил, что она призвана в первую очередь 'внушить народам шести стран мысль, что они живут на общем политическом, экономическом и информационном пространстве'.
Помимо Китая, России и Казахстана, в ШОС входят еще три среднеазиатских 'стана' - Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. В рамках этой структуры, созданной по инициативе Москвы и Пекина, действует антитеррористический центр со штаб-квартирой в Ташкенте: шесть стран-участниц взяли на себя обязательства по сотрудничеству и обмену информацией в сфере борьбы с террором, отметил Нургалиев.
Неясно, правда, как это сотрудничество осуществляется на практике, и способна ли ШОС в этом плане как-то помочь НАТО в Афганистане - ведь во всех четырех 'станах' мусульмане составляют большую часть населения: они не привержены радикальному исламу, но и 'чужую' войну против талибов вряд ли поддержат. Нургалиев подчеркнул: 'Терроризм не связан с какой-либо из религий и борьба с ним не должна превращаться в исламофобию'. ШОС выступает за восстановление законности и порядка 'на всей территории Афганистана', пояснил он, но 'на основе соблюдения государственного суверенитета страны и права афганцев самостоятельно определять ее политический строй'.
Призрак 'холодной войны'
Сегодня, когда на первый план в деятельности НАТО выходит борьба с угрозами вроде террористической, пришло время расстаться с логикой времен 'холодной войны' и наращивать сотрудничество со странами, не входящими в альянс, заметил Схефер, намекая, в частности, на афганскую проблему. Он рассказал, что в ходе встречи с Нургалиевым был достигнут 'немалый прогресс' по соглашению о транзите, связанному с доставкой в Афганистан грузов 'небоевого' характера, однако никакого официального документа на этот счет пока не подписано.
Схефер заявил, что 'рабочую атмосферу' взаимодействия НАТО и стран-партнеров, включая Казахстан, необходимо изменить - перейти от 'осторожности и колебаний к решению трудных вопросов'. 'Порой мы уклоняемся от осмысленных, содержательных дискуссий просто потому, что опасаемся разногласий, - пояснил он. - Необходимо понять, что партнерские отношения НАТО с другими странами уже не связаны с устранением остаточного недоверия, доставшегося нам в наследство со времен 'холодной войны'. Сегодня это партнерство приобретает совершенно иной характер: оно превращается в уникальный инструмент для решения общих задач в глобализующемся мире'.
Однако, поскольку Россия по-прежнему считает, что НАТО представляет прямую угрозу ее интересам, бывшая советская республика Казахстан придерживается осторожного курса по отношению к альянсу.
Спецпредставитель России в НАТО Дмитрий Рогозин, также присутствовавший на форуме, метафорически назвал Казахстан женой России, а НАТО - поклонником, соперничающим с мужем за ее благосклонность.
'Я не согласен с моим другом Рогозиным, - отреагировал на эти слова Схефер в ходе итоговой пресс-конференции. - Мы не хотим стать чьим-то любовником; НАТО - это военно-политический альянс, и он ни с кем не соперничает. Пускай страны сами решают, хотят ли они с нами сотрудничать, и если да, то каким образом'.
Европа - образец для подражания, в том числе в сфере экологии
В выступлении министра иностранных дел Казахстана Марата Тажина был кратко упомянут ЕС: по его словам, страна хочет взять на вооружение 'европейскую модель' в таких сферах, как деятельность гражданского общества, энергетика, технологии и экологическая политика. 'Из-за своего географического положения Средняя Азия представляет собой своеобразный 'полигон' для тенденций, приходящих с Запада и Востока, - отметил он. - Наша задача состоит не в механическом заимствовании опыта других регионов, а в творческом переосмыслении различных моделей и постепенному созданию собственной уникальной региональной инфраструктуры'.
Пьер Морель (Pierre Morel), спецпредставитель ЕС в Средней Азии, заметил, что ЕС мог бы активизировать свою помощь региону в четырех основных областях: борьбе с терроризмом, охране границ, а также вопросах миграции и экологии.
__________________________________________________________
Атомное деление Казахстана ("Radio Free Europe / Radio Liberty", США)