Придирки чиновников, коррупция и юридические манипуляции все сильнее и сильнее отталкивают инвесторов. Последней была Ikea, которая заявила о замораживании всех российских проектов
Коррупция подрывает доверие
Приверженность президента России Дмитрия Медведева борьбе с коррупцией и 'правовым нигилизмом' (использованием правосудия и административных ресурсов в личных интересах) все меньше подтверждается фактами. После злоключений норвежского оператора Telenor (см. 'Les Echos' за 23 июня) в среду настала очередь Ikea объявить о замораживании всех проектов в России. Настоящий скандал. Ведь именно Ikea была одним из первых международных дистрибуторов взявшихся за российский рынок. В 2000 году был открыт первый из одиннадцати российских магазинов, - это стало событием, символизирующим открытость российской экономики после падения коммунизма и развитие общества потребления.
В отместку обсчитали
Основатель шведской компании продолжает делать громкие заявления и спорить с упрямыми и жадными чиновниками, утверждая, что его компанию обсчитали на 189 миллионов долларов из-за отказа платить взятки. Весной Ikea угрожала приостановить инвестиции в случае, если компания не сможет в сжатые сроки открыть торговый комплекс в Самаре, который простаивал несколько месяцев из-за того, что местные власти требовали, чтобы он был ураганоустойчивым, при том, что ураганы почти не случаются в Поволжском регионе.
Решение Ikea последовало за публикацией Советом Европы панического доклада о 'политически мотивированных' юридических преследованиях в России. В докладе в качестве примера приводилось знаменитое дело ЮКОСа и преследования Hermitage Fund. Эту заметно пострадавшую от нападок мафиозных группировок компанию возглавляет Уильям Браудер (William Browder), которому с 2005 года запрещен въезд в Россию за 'угрозу национальной безопасности'. А ведь Уильям Браудер был одним из первых иностранных бизнесменов, сделавших ставку на Россию еще в 1995, и рьяным сторонником Владимира Путина. Но он допустил ошибку: будучи миноритарным акционером Газпрома, он позволил себе критиковать непрозрачность счетов компании.
Вчера Браудер заявил, что доклад Совета Европы 'признает на официальном уровне то, что многим из нас давно уже известно; правовая система России развалилась'. Недееспособность правовой системы вредит России в целом, а не только иностранным инвесторам. Интересы чиновников, представителей правоохранительных структур, политиков и мафии настолько запутаны и переплетены между собой на всех уровнях - государственном, региональном и муниципальном, что вне зависимости от доброй воли Дмитрия Медведева, эту проблему не так-то просто решить.
____________________________________________________________
Ikea намерена приостановить инвестиции в России ("The New York Times", США)
Основатель Ikea подозревает своих российских деловых партнеров ("Spiegel", Германия)
Инвестиции в Россию: джокер Кремля ("The New York Times", США)