На открытии выставки "Полтавская баталия", которая открылась в Историческом музее в Москве в канун 300-летнего юбилея главного события Северной войны между Россией и Швецией и их союзниками, присутствовал посол Швеции в Москве Томас Бертелман.
Он согласился ответить на вопросы Русской службы Би-би-си о восприятии его соотечественниками тех событий и нынешних отношениях Швеции с Россией. С дипломатом беседовал Сергей Берец.
— Господин посол, что означает Полтавская битва для современных шведов?
— Это очень далекое историческое воспоминание.
Я думаю, совершенно естественно, что больше внимания уделяется этой битве в России, чем в Швеции. Это всегда так. Победитель вспоминает свои победы.
Но главное — это поражение вспоминается сегодня в Швеции совсем без горечи. Вспоминается, как переломный момент нашей истории.
Нам так или иначе нужно было приспосабливаться к реальности в том смысле, что в долгосрочной перспективе ресурсов для поддержания такой империи у Швеции просто не было.
В течение двух веков мы тратили очень много человеческих жизней и средств, чтобы поддерживать империю. В конце концов, это было бессмысленно.
Конечно, нам так не казалось тогда, в дни поражения. Потребовалось сто лет, чтобы осознать, что возврата нет. Но сейчас Полтава воспринимается как точка перехода в мирное русло, сосредоточения сил на внутреннем развитии страны.
— Может быть, это не характерно для большинства шведов, но, наверно, есть и те, кто тоскует о былом военном величии?
— Как военный герой, Карл XII служит иконой для ультранационалистических кругов. Но они всегда были в Швеции очень маргинальными. Я в этом не вижу политическую реальность сегодня.
— В Украине довольно много говорят об украинско-шведском союзе, заключенном между гетманом Иваном Мазепой и королем Карлом XII. Каково отношение в Швеции к фигуре Мазепы, насколько значительной она представляется?
— Правду сказать, очень мало людей знает о Мазепе в Швеции. Я услышал очень интересную вещь во время научного семинара, который мы устроили в Москве по этой теме — Полтавской битве. Профессор из Российского государственного гуманитарного университета рассказал, что большинство студентов-историков второго курса, оказывается, считали, что в Полтаве россияне одержали победу над французами. Этот пример, я думаю, хорошо иллюстрирует тот факт, что далеко не все обладают подробными знаниями.
— Как строятся отношения между Швецией и Россией сейчас?
— Россия — большая страна, которая восстанавливается после драматических потрясений последних двадцати лет. Это страна, очень близкая Евросоюзу. Мы хотим очень интенсивно развивать и укреплять наши отношения с ней.
_______________________________________________________
Посол РФ в Швеции: Полтава — наша совместная история (BBCRussian.com, Великобритания)
Пушкин как мифотворец ("День", Украина)
300 украинских спартанцев ("Час", Латвия)
Наталья Витренко: мы банкроты, поэтому дружба Украины и России никому не нужна ("Delfi", Украина)